Редакция газеты
Главная » Статьи » Наши земляки

Знай наших земляков

Справка

Александр Николаевич Гусев родом из д. Тиуновской Шебеньгского сельсовета Тарногского района. В 1971 году окончил 10 классов Шебеньгской средней школы. После службы в армии поступил в Черниговское военное летное училище, по окончанию которого был направлен для прохождения дальнейшей службы в качестве летчика морской авиации на Дальний Восток. В настоящее время А.Н. Гусев - майор запаса проживает в п. Федотово Вологодской области.

 

Приводнился…

24 апреля 1982 года флагман Тихоокеанского флота, тяжелый авианесущий крейсер «Минск», маневрировал в Амурском заливе, отрабатывая учебно-боевые задачи. Группе самолетов-штурмовиков вертикального взлета «Як-38», базировавшихся на крейсере, было дано задание перелететь на береговой аэродром.

Подошла очередь для взлета и командиру звена штурмовиков капитану Александру Гусеву. Вырулив на взлетную полосу, он привычно поднял самолет над палубой корабля. Через несколько минут пилот почувствовал, что с крылатой машиной происходит что-то неладное. Она медленнее, чем обычно, набирала высоту и горизонтальную скорость. Вскоре самолет стал проваливаться вниз.

О случившемся летчик доложил руководителю полетов. Однако, получив от него команду покинуть аварийную машину, выполнять приказ не спешил. Гусев еще и еще раз пытался перевести самолет на нормальный режим полета, но когда почувствовал, что волны залива вот-вот захлеснут кабину, взялся за рукоятку катапульты. В следующее мгновение сиденье пилота превратилось в реактивный снаряд. Притупленное 18-кратной перегрузкой сознание летчика в тот момент зафиксировало отвратительное чувство беспомощности и ощущение, что его позвоночник скручивается в спираль.

Выход из полусознательного состояния обозначился у Александра видением лица пятилетнего сына, трансформирующегося почему-то в очертания купола раскрывающегося парашюта. Его шелковое разноцветье вернуло летчику самообладание, и благодаря этому приводнение прошло по всем правилам.

Приводнение, однако, не означало спасение. Летчику пришлось бороться за свою жизнь. Когда над ним, барахтающимся в холодной воде залива, завис вертолет-спасатель, ставший ненужным парашют обвился стропами вокруг ног катапультирующегося. Мало того, раздул свой купол под действием протоков воздуха, которые создавал винт вертолета. Вертолетчикам не оставалось ничего другого, как «перенести» Александра Гусева в висячем положении на тросе на палубу крейсера. Однако и там он не сразу опустился на ноги – мешал злополучный парашют, тянувший летчика обратно в воду.

Впереди у Александра «маячили» служебные разбирательства: в результате аварии флот потерял ценный образец боевой техники, проходивший войсковые испытания, и дотошные следователи из военной прокуратуры желали знать, не было ли в том его вины. Вины не было. Самописцы «черного ящика», поднятого со дна залива «Яка», подтвердили показания летчика – он сделал все возможное, оставив для спасения собственной жизни одно мгновение. Самолет с неисправной топливной системой «выкинул» катапульту на высоте 8 метров от поверхности залива!

 

Потерпел аварию вертолет…

С родной Вологодчины Александру поступали тревожные вести. Резко ухудшилось здоровье отца, ветерана Великой Отечественной войны. Командование Тихоокеанского флота пошло навстречу капитану Гусеву, и вскоре он был переведен в авиационный гарнизон Федотово на должность начальника парашютно-десантной службы полка.

Однажды на командный пункт гарнизона поступило сообщение, что в районе Грязовца потерпел аварию вертолет «Ми-2» Вологодского авиаотряда. Группа спасателей из Федотова была поднята по тревоге. Ее возглавил Александр Гусев.

Спасатели приземлились далеко от места катастрофы. Переход через заснеженный лес в условиях ограниченной видимости длился несколько часов. Разьитую машину они нашли к концу дня.. Единственному пассажиру вертолета никакая помощь уже не требовалась. Бортовой техник пострадал меньше, чем командир экипажа, - тому была необходима немедленная эвакуация.

Ни минуты не колеблясь, Гусев принял решение посадить вертолет-спасатель в непосредственной близости от места аварии, руководил посадкой с земли и успешно провел эвакуацию раненых. Жизнь командира вертолета висела на волоске и, к сожалению, оборвалась, как ни пытались продлить ее врачи, а до них – военные спасатели.

 

Необычный сувенир

Служба в авиации, как известно, - дело скоротечное. Пришло время, и Александр Гусев, теперь уже майор, уволился в запас. По-прежнему проживает в поселке Федотово, работает автомехаником в одной из воинских частей.

Его соседи по дому замечают, что военного пенсионера время от времени посещают солидные люди – офицеры со знаками высоких воинских отличий, Звездами Героев России на мундирах, значками «Заслуженный летчик-испытатель РФ». Это бывшие сослуживцы Александра Николаевича по крейсеру «Минск», чьи «небесные» пути пересеклись над аэродромом Федотово.

За дружеским застольем однополчане ведут разговор о тех годах, когда они молодые летчики-истребители, осваивали новую боевую технику. Работа требовала колоссального напряжения умственных и физических сил. Аварийные ситуации возникали часто и не всегда заканчивались  благополучно…

Как символ удачи, хранит военный летчик Гусев необычный сувенир – ручку управления штурмовика «Як-38», который когда-то «круто» испытал его профессиональные качества.

Георгий Бульбенков, подполковник запаса.

Категория: Наши земляки | Добавил: kokshenga_tarnoga (14.07.2017)
Просмотров: 1117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar