Нынешней весной мне довелось погостить в Москве дольше, чем обычно и увидеть новые стороны столичной жизни. Соглашусь с утверждением опытных туристов, Москва – мегаполис мирового масштаба, многогранный, интересный, дающий шанс расширить свой кругозор, оценить не только достоинства городской структуры, но и плюсы бытия провинции.
Мой отпуск выпал на время строгого поста и закончился самым главным праздником – Светлой Пасхой.
В Москве много театров, развлекательных центров и прочих мест, где проводятся увеселительные мероприятия круглый год. И в них всегда полно народу и днем, и ночью. Но в дни Великого поста у православных христиан, а ими себя считают себя около 70 процентов россиян, принято вести образ жизни сдержанный и в еде, и в поступках, больше заботиться о душе, вспоминать земную жизнь Христа. Знакомству с православными святынями я решила посвятить свое свободное время.
Для того, чтобы открыть для себя город, не обязательно тратить деньги на дорогие экскурсии. Достаточно получить в Интернете информацию о месте, куда хочется съездить, выстроить схему проезда на общественном транспорте и все, на чем зарабатывают турфирмы доступно почти бесплатно.
Чаще всего знакомство с городом гости столицы начинают с Красной площади и Кремля. И это подходит не только новичкам, приехавшим впервые. Каждое посещение дарят открытия и свежие впечатления. Не смотря на монументальность, что-то незримое меняется постоянно. Даже дневная и ночная Москва предстают абсолютно по-разному!
Собор Василия Блаженного на Красной площади неслучайно назван одним из чудес света. Это действительно великолепно! Поражает все – архитектура, сочетание красок, гармония, идеальные пропорции и что-то еще, что неподвластно логике. Лучше всего прочитать историю создания храма заранее, а потом рассматривать его не спеша со всех сторон, напитываться этой непревзойденной красотой, чтобы навсегда сохранить его образ в сердце. Строительство храма было начато в 1555 году и длилось 120 лет!
Испокон веку Москву из-за обилия церквей называли златоглавой. Теперь купола и кресты не сразу рассмотришь среди высоток. Хотя по статистике в Москве насчитывается 894 храма. И это не мало. Состояние церквей разное. В значительной части православных храмов сейчас ведется реставрация, и вход туда закрыт. Но всегда можно отыскать действующие церкви, регулярное богослужение совершается в 383 храмах. Одни из них просто покоряют богатством убранства и росписи, но есть и очень бедные, встающие из руин. И это не зависит от местонахождения. Даже в самом центре столицы явная роскошь и чрезмерная скромность соседствуют друг с другом.
Православных храмов, церквей и монастырей гораздо больше, чем мечетей, синагог и прочих культовых зданий других религий. Но этим фактом обольщаться нельзя. В будние дни в храм заходят единицы, на минуточку, чтобы поставить свечку и подать записку. В прочим, и во время церковных служб в храмах не многолюдно.
Утверждать, что в столице православные верующие преобладают, не берусь. В многотысячной толпе можно легко встретить правоверных мусульман, одетых согласно требованиям Корана, всюду слышна оживленная речь гастербайтеров из бывших Среднеазиатских республик, в исторических местах нескончаемые толпы туристов из Китая, Тайланда, Японии… А вот женщины со славянской внешностью, в платьях и с покрытой головой встречались мне крайне редко.
Коренные москвичи относятся к своим храмам как историческим памятникам – знают и даже уважают, только вот из-за своей занятости редко бывают там. Они же рядом живут, и уверены, что в другое свободное время обязательно сходят, а пока спешат по неотложным делам.
Самой известной достопримечательностью современности является храм Христа Спасителя. Это кафедральный собор Русской Православной Церкви находится совсем недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. В1990-е годы осуществлено воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Храм Христа Спасителя - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях русско-византийского стиля. Роспись внутри храма занимает около 22 тысяч квадратных метров, из которых около 9 тысяч позолочены.
Сказать по правде, я едва насмелилась посетить этот храм, казалось, что туда нет пути простому человеку. Мы часто видим телевизионные трансляции с богослужений, на которых присутствуют сильные мира сего. Но все оказалось не так страшно, как рисовало воображение. Разве что на входе досмотр сумок и проход через рамку металлоискателя.
Каковы впечатления? Сильные. Все прилагательные русского языка, отражающие превосходную степень в описании будут уместны. Храм поражает величием, простором, роскошью, изыском, богатством красок, мрамором, золотом. В нем ощущаешь себя песчинкой, лилипутом в стране Гулливера, теряешься, не знаешь, куда идти и на чем сосредоточить внимание. Хочется приложиться к иконам, установленным на аналое, но дотянутся до них, увы, не получается, ростом не вышла.
День моего посещения оказался будний, поэтому посетители все больше иностранные туристы, одетые в брюки, они по храму гуляют, как по музею, головы задрав. Их понять можно – живопись и архитектура невероятно хороши. Думается, что им будет что рассказать в отчете о своем турне.
Знакомство с православной Москвой было бы неправильным без посещения монастырей. Начать я решила Новодевичьего монастыря. У этого монастыря богатейшая история, здесь когда-то коротали свой век царевны, я не буду на ней останавливаться, об этом можно прочитать и в книгах, и в Интернете.
В день моего посещения основной храм, где обычно проводятся службы, оказался закрыт для посещения прихожан, зато везде было очень много священнослужителей, православные батюшки со всей Москвы приехали на исповедь. Во внутреннем дворе монастыря всегда много зарубежных туристов и наших соотечественников, с почтением взирающих на надгробные памятники именитым соотечественникам конца XVIII – начала XX века. В стенах монастыря царит удивительное спокойствие, которое позволяет почувствовать атмосферу и дух исторических событий прошлого.
Неизгладимое благодатное настроение оставил Свято-Даниловского мужского монастырь. Найти его просто. Он расположен в 10 минутах ходьбы от станции метро «Тульская» на правом берегу Москвы-реки и его видно издалека. А мне оказалось добраться еще проще - на трамвае минут 40. По московским меркам рядом.
Монастырь основан в 1560 году на месте обители, заложенной в XIII веке московским князем Даниилом Александрович, младшим сыном князя Александра Невского. В XVI — XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга.
Свято-Даниловский монастырь считается духовным центром РПЦ. Здесь расположена резиденция святейшего Патриарха.
Главная святыня Даниловского монастыря - рака с несколькими частями мощей благоверного князя Даниила Московского. Здесь находятся частицы святые мощи преподобного Георгия-исповедника, Николая-чудотворца. Также, среди святынь, находящихся в Покровском храме, хранится башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, который одевали на нетленную ногу святителя.
Поклониться святыням приезжает паломники со всех концов земли. Люди стоят долгими часами в тысячных очередях для того, чтобы прикоснутся к святым мощам и попросить помощи в своих нуждах. Я даже и не осознала сразу, как мне повезло: приехала в простой будний день, не встретилась с теснотой, многолюдьем и долгим ожиданием, избежала спешки и ощутила всем сердцем радость и благодать.Более того, мне удалось попасть на службу, которая велась по монастырскому уставу.
Монастырский двор поразил меня своей ухоженностью, гармоничностью, продуманным ландшафтным дизайном. Посредине территории Даниловской обители располагается красивая часовня со святым источником, где всегда можно утолить жажду и набрать с собой чистой, студеной святой водички.
Свято-Даниловский монастырь – это место, которое должен посетить каждый человек, чтобы понять всю красоту православной веры.
Познакомиться с историей православия и прикоснутся к живой христианской вере можно не только в храмах и монастырях. Если желание есть, то знания и сокровища сами «выйдут» тебе на встречу. В этом я убедилась в Третьяковской Галерее. Надо сказать, что попасть на «крутые» выставки в Третьяковке сложно, надо заранее купить билет, кстати, достаточно дорогой, отстоять очереди. Ранним утром я приобрела, как пенсионерка в пять раз дешевле, билет на обыкновенный просмотр, и очень просто оказалась в мире русской живописи. И среди залов открыла для себя огромные хранилища православных икон XII – XVII века. От увиденного просто онемела. Старинные доски размером больше человеческого роста кисти Дионисия, Рублева, иконы из Новгорода, Ярославля, Пскова… И до всего этого, при желании, можно дотянутся рукой. В этих залах нет «проторенной тропы», там, тихо и малолюдно, а святые лики смотрят внимательно прямо тебе в душу.
Знакомство с православием нельзя ограничивать только созерцанием архитектуры и иконописи. И даже Интернет не способен «выдать» всю информацию по тому или иному вопросу. Иногда хочется узнать, а что писали современники, ученые, исследователи о том или ином историческом факте, хочется самому докопаться до истины. Книги и печатные издания более достоверны. За печатными документами лучше всего обратиться в библиотеки. Самой главной библиотекой в нашей стране является Российская государственная библиотека (бывшая Ленинская библиотека). Эта крупнейшая библиотека в Европе насчитывает 47 миллионов изданий. Раньше попасть в Ленинку могли только те, кто занимается научной деятельностью. Теперь это возможно любому гражданину РФ. Стоит только предъявить паспорт, и за считанные минуты читательский билет на руках, и он дает право пользоваться всем книжным фондом, справочным аппаратом, работать в читальных залах и получать консультации специалистов. И я горжусь тем, что у меня сейчас есть этот читательский билет, а один день моей жизни прошел под сводами легендарной библиотеки.
Одной из главных особенностей церковных служб в православных храмах является пение. В старинных каменных храмах оно особенно свободно льется и одинаково хорошо слышно в любом месте нахождения. Церковное пение особенное, молитвенное, питающее душу. Есть немало любителей, которые специально ходят из одного храма в другой, чтобы насладиться пением церковных хоров, оценить их красоту. И опять же мне повезло. Страстную пятницу, когда читаются отрывки из двенадцати Евангелий о последних днях земного пути Христа, мне посчастливилось быть в храме иконы Казанской Божьей Матери в Коломенском. Это бывшая резиденция царя Алексея Михайловича, а ныне историко-архитектурный комплекс. В небольшой по размерам церкви невероятно красиво, богатые, большого размера, в золотых окладах, украшенных крупными драгоценными камнями образа Богородицы. Там хранится особо почитаемая чудотворная икона «Державная», явленная15 марта 1917 года, в день отречения Николая II, последнего российского царя.
В этот день служба была великолепна. А пение! Такой мощный хор, такие голоса, наверно, можно услышать разве что в Большом театре. Мне кажется, это пение я слышу и до сих пор. Наверное, так и поют ангелы.
Гуляя по насыщенному достопримечательностями Замоскворечью, в небольшом, протяженностью всего в 218 метров Черниговском переулке, я открыла для себя великолепный храм, который оказался созвучен моей душе. Это церковь Усекновения Главы Иона Предтечи. В самом начале переулка, на углу Пятницкой улицы поднимается изящная колокольня, вынесенная на красную линию улицы. Храм принадлежит Московскому благочитнию. Здание находится в уютном переулочке, с правой стороны его. Согласно историческим сведениям, здесь, на дороге с юго-востока к Московскому Кремлю был небольшой монастырь, который упоминается под 1415 г. в летописном рассказе о рождении великого князя Василия II. Этот монастырь позднее был перенесен, а церковь стала обычной приходской. Ее одну из первых перестроил в камне знаменитый итальянский зодчий в 1514 году. В конце XVII века здание церкви было основательно перестроено, а в середине XVIII столетия возведены трапезная и колокольня. Службы здесь возобновились в 90-е годы ХХ века, а реставрационные работы завершились два года назад. Тихое уютное подворье, стройная колокольня, барочная архитектура, узорные окна. Внутри храма много света, высокие белоголубые своды, расписанные сценами из библейских сюжетов, лики святых. И весь этот храм казался наполненным лучистой добротой. Здесь улыбались все и вся: солнце в окнах, старинные иконы, служители храма.
Именно в этом храме я и встретила три великих праздника. В том числе и Светлую Христову Пасху.
Но как бы ни прекрасна была Москва с ее достопримечательностями, с радостью я вернулась в родную Тарногу. Ибо нет для человека ничего лучше, чем его родина.
Вы спросите, а для чего я это вам все рассказала? С одной только целью. Чтобы вы знали, для человека нет ничего недоступного. Все возможно, было бы желание. А Господь вам поможет.
Надежда Юрова.
|