Редакция газеты
Главная » Статьи » Наши земляки

«Это не работа, это – образ жизни»

Периодически на просторах интернета мы видим сообщения: «Поисковым отрядом найдены останки бойца. Разыскиваются родственники». Поисковые отряды действуют в разных уголках России, находят солдат, погибших во времена Великой Отечественной войны. Есть такой отряд и в г. Вологде. Кто они поисковики? Что это за люди? Что влечет их в экспедиции? О работе отряда нам рассказала его сотрудник Юлия Щекотова.

Как работает отряд?

Вологодская областная молодежная организация «Вологодский поисковый отряд» образована 25 января 2002 года. Отряд работает по нескольким направлениям: организация полевых экспедиций, вахт памяти на местах боев Великой Отечественной войны с целью обнаружения и погребения советских солдат, пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной и установление их судеб. Работа в отряде заключается и в поиске родственников вологжан, погибших во время Великой Отечественной войны и обнаруженных в ходе поисковых работ. Еще одно направление работы отряда – обучение основам военной археологии, подготовка студентов и школьников к участию в полевых экспедициях, организация выставок о работе отряда, о вологжанах-участниках ВОв, проведение экскурсий. Одно из главных направлений работы – создание электронных баз данных по безвозвратным потерям во время войны.

            Перед поездкой в экспедицию поисковики проводят огромную работу в архивах Министерства обороны РФ, изучают документы воинских подразделений, донесения и журналы боевых действий. После, опираясь на информацию, полученную в архиве, выезжают в «боевые» регионы страны. Как правило, экспедиции проходят в конце апреля – начале мая, когда трава еще не выросла, и в начале сентября, когда погода и лес способствуют поиску.

            Поехать в экспедицию могут все желающие в возрасте от 16 лет. Как такого конкурсного отбора в поисковую экспедицию нет. Однако, едут подготовленные ребята. Все проходят курс обучения основам военной археологии и обладают необходимыми умениями и навыками для работы на вахте памяти. Все члены отряда – добровольцы. Они едут в лес во время своего отпуска, предпочитая болота и бескрайние поля теплому морю и жаркому солнцу.

                                                       

Ищу родственника

Поиск родных найденного солдата может занять и несколько часов, и десятки лет. Угадать невозможно, наверное, это воля случая. В наши дни благодаря интернету поиск происходит значительно быстрее, чем это было 15 лет назад.

Способов поиска достаточно много: интернет, запросы в местные администрации. В каждом регионе России существуют отделения ООД «Поисковое движение России». Для координации поисковых мероприятий информация о найденном солдате первым делом попадает туда, а сотрудники регионального отделения в свою очередь начинают поиски родных бойца в своем регионе.

Сегодня любой человек имеет возможность найти информацию о родственниках и близких, погибших или пропавших без вести в ходе Великой Отечественной войны. Информацию о погибших или пропавших без вести можно найти на обобщенном банке данных «Мемориал» Министерства обороны РФ – www.obd-memorial.ru. Еще один электронный ресурс – сайт Подвиг народа (www.podvignaroda.ru) – банк документов о награжденных и награждениях военного периода. Имена солдат, найденных поисковыми отрядами со всей России можно найти на сайте Всероссийского информационно-поискового центра (v-ipc.ru).

 

«Книге памяти» быть!

«Книга Памяти» – первый этап большого проекта «Наша память». Основная цель – создание комплекса изданий, посвященных увековечиванию памяти вологжан-участников Великой Отечественной войны.

Проект долгосрочный. Организаторы ставят перед собой задачу охватить все районы Вологодчины. Юлия Щекотова планирует начать с родного Тарногского района. Сначала будет издана «Книга Памяти», затем книга со списком ветеранов-тарножан с подробным описанием подвигов, врученных и неврученных наград.

«Почему именно «Книга Памяти»? Во-первых, печатное издание 1995 года содержит ряд ошибок и неточностей. Это и дубли фамилий: солдат мог быть записан и как пропавший без вести, и как убитый с местом захоронения. Есть солдаты, которые остались живы, но попали в книгу. Также в старом издании есть неточности и ошибки в самих фамилиях, именах, отчествах. Во-вторых, книга не содержала ни воинских званий, ни информации о воинских подразделениях, полевых почтах. А это порой очень важно для установления боевого пути солдата. Ну, и конечно, многие так и не вошли в книгу 1995 года и остались не увековечены», - рассказывает Юлия.

Проект «Наша память» вошел в 500 лучших проектов добровольческого конкурса «Хочу делать добро» по итогам народного голосования, был оценен федеральными экспертами и одержал победу. Книге Памяти быть!

 

Люди рядом с нами

Весной 2014 года мне посчастливилось взять интервью у руководителя Вологодского поискового отряда И.А. Дьякова и посмотреть экспозицию небольшого музея отряда. Там же увидела Юлию Щекотову, которую знала визуально, ведь родом она из нашего района. Позднее в телевизионном репортаже об экспедиции отряда мелькнули еще знакомые лица тарножан. И уже осенью 2017 года работа снова свела с поисковиками, а в частности с Юлией: отряд разыскивал родственников бойца Ежова (эту историю мы рассказывали на страницах нашей газеты). Как оказалось земляков  в отряде четверо.

 

Максим Гребенщиков

Максим родился в Тарногском Городке. В детстве любил гостить у дедушек и бабушек на Илезе. Учился в Тарногской школе, высшее образование получил на историческом факультете ВГПУ. Отслужил в армии. Сейчас работает юрисконсультом в г. Вологде.

В поисковом отряде Максим с 2007 года: «Друг увидел объявление о наборе в отряд и предложил поехать в экспедицию. С тех пор и ездим», - рассказывает он. Первая экспедиция Максима проходила в Ленинградской области под городом Любань. Первые находки – осколки снарядов, которыми усыпана земля на местах боев.

«Работа в отряде дает возможность вносить лепту в увековечивание памяти солдата, погибшего ради жизни и мира на родной земле. Мы не забыли их», - говорит Максим.

 

Галина Сорокина (Каторина)

В 2007 году Галина окончила Тарногскую школу и поступила в ВГПУ на исторический факультет. С 2013 года работает в школе №21 им. И.В. Белова города Вологды. Преподает историю и обществознание.

Еще в студенческие годы она увлеклась археологией. В то же время узнала о существовании Вологодского поискового отряда. С осени 2009 года Галина посещала занятия, а весной 2010 года впервые поехала в экспедицию в Ленинградскую область.

Галина помогает в проведении экскурсий и мероприятий в музее отряда, проводит занятия по военной археологии для учащихся школы, в которой работает. Часть учеников Галины Сорокиной выезжают вместе с ней в полевые экспедиции.

«Мой первый день в полевых условиях запомнился снегом. Утро, когда весь отряд еще спал, я проснулась на дежурство: нужно было развести костер и приготовить завтрак. В палатке было очень светло, светлее, чем обычно. И когда я выбралась наружу, то увидела, что все вокруг покрыто пятисантиметровым слоем снега. Было холодно, но одновременно радостно. В дальнейшем снег часто заставал нас в лесу, но, не смотря ни на что, мы продолжали работу», - рассказывает Галина.

Среди первых находок девушек были железяки и даже простые камни. Первого бойца Галя нашла лишь спустя четыре года – весной 2014. Чуть раньше – первый солдатский медальон. К сожалению, он оказался пустым, и установить имя солдата оказалось невозможно.

«Это не работа – это образ жизни, наш долг. Долг перед солдатами, которые отдали жизнь за Родину, за нашу мирную жизнь. Благодаря отряду я могу сказать им «спасибо»», - признается Галина Сорокина.

 

Екатерина Сорокина (Попова)

Родилась и выросла в д. Власьевской Тарногского района. В 2003 году закончила Тарногскую школу, а в 2008 стала выпускницей исторического факультета ВГПУ. Сейчас Екатерина работает в сфере торговли и маркетинга.

Впервые о поисковиках Екатерина услышала в школе, будучи шестиклассницей: «На уроке истории нам показали видеосюжет из Смоленской области, где был найден солдат, считавшийся ранее пропавшим без вести. Это был наш земляк Иринарх Феодосьевич Булычев. Я помню, как глубоко меня потрясла эта история. Кадр из фильма – «десятки гробов с останками в братской могиле…» - навсегда врезался мне в память. К нам в школу на беседу приезжала его сестра, она рассказала, что их семья почти 60 лет ничего не знала о судьбе брата. Они с сестрой случайно услышали его фамилию  по телевизору, там шел сюжет о захоронении…»

О том, что на Вологодчине также существует поисковый отряд, Екатерина узнала, когда поступила в университет. Именно тогда Екатерина решила, что хочет познакомиться с ребятами-поисковиками, побывать в «военном» лесу и узнать что такое поиск. Так в 2004 году она пришла на занятия в отряд, затем поехала в весеннюю экспедицию.

Екатерина – рядовой член отряда. Раньше она входила в совет отряда, занималась оформлением полевой документации (заполняла эксгумационные акты на поднятых отрядом солдат).

«Весна 2005 года, урочище д. Вороново Ленинградкая область – моя первая экспедиция. Уже более десяти лет прошло, а помнится все так, как будто недавно вернулись из леса… Лагерь на берегу карьера, по утрам на воде тонкая корочка льда… Красиво, тихо. Дышится легко, полной грудью. Редкие солнечные деньки. Погода в основном хмурится, часто идут дожди. Одежда сырая, прокопченная после ежедневных сушек у костра. Волосы пахнут дымом и гарью (этот запах я не могла выветрить еще пару недель после экспедиции). Походы на работу на высоту за пять километров. Каждый день. Звенящая тишина в лесу на высотке, где мы поднимаем солдат. Все ребята сосредоточенно работают на своих раскопах.

А 60 лет назад здесь был ад: гул немецких бомбардировщиков, грохот от разрывающихся снарядов и мин, шквальный огонь от немецких пулеметов… Молодые ребята, наши ровесники, превозмогая усталость, страх и боль пытались взять застрявшую среди болот высотку. Поднимаясь в полный рост, они бежали вперед. Падали и умирали…

Мой первый боец в запашке… Мне не было страшно: с человеческими останками мне уже приходилось работать раньше – в археологических экспедициях зачищала останки мезолитического периода (каменного века). Только то была далекая история, а здесь все воспринималось совсем по-другому, гораздо ближе. У меня все сжималось в груди, словно этот солдат был близким и родным мне человеком. Глядя на него, я видела не скелет. Я видела еще живого человека, только смертельно раненого. Он лежал на боку, нестерпимая боль заставляла его поджимать ноги к животу, он не кричал, зубы его были крепко стиснуты. Он умирал! Прийти на помощь было некому, да и поздно уже. Тогда здесь десятки, сотни, а может и тысячи людей так умирали. Кого-то из них нам удалось найти.

Во второй день работы на раскопе я зачищала останки уже ставшего родным мне солдата. Легкая улыбка, радость и трепет в душе: нашла! И вот сердце замерло: из-под ножа выскочила гильза, заткнутая перевернутым карандашом. В лесу открывать не стали. Слабая, но надежда была: вдруг записка внутри. Жаль, но ее не оказалось. Досадно…

В той экспедиции мы были еще, по сути, детьми. Мы ехали в лес, чтобы испытать себя, найти какую-то романтику. А после экспедиции мы стали чуточку взрослее, серьезнее и, наверное, выносливее. Та экспедиция нас и закалила. После первой экспедиции я еще долго не могла успокоиться и прийти в себя. Мне снился военный лес. Во сне я копала, поднимала бойцов снова и снова…», - рассказывает Екатерина.

Она признается, что работа в отряде дала ей вторую семью, дала возможность чувствовать себя нужной, сопричастной большому общему делу, испытывать яркие и искренние эмоции радости и счастья, когда находишь очередного солдата, медальон, встречаешься с родственниками. «Помогая другим восстановить историю семьи, ты чувствуешь отдачу и понимаешь, что все, что мы делаем – не напрасно», - говорит Катя.

 

Юлия Щекотова

Юлия родом из д. Алферовской. После окончания Заборской школы в 2007 году поступила на исторический факультет ВГПУ. После окончания университета – магистратура. Сейчас Юлия учится на третьем курсе аспирантуры. Работает в ВОМОО «Вологодский поисковой отряд», где занимается реализацией социально-значимых проектов.

В начале первого курса университета Юля увидела объявление на курс по военной археологии и пришла на занятия в поисковый отряд. Так и осталась. Сейчас она член совета Вологодского поискового отряда. «Каких-то конкретных функций у нас в отряде нет, все ребята могут выполнять любое задание данное командиром. Также и я: могу делать практически все. И суп на костре приготовить, и воды принести. Самое важное – найти и поднять останки солдата, но поднять аккуратно, со знанием дела. После мы оформляем документы на раскоп и готовим останки к торжественному погребению», - рассказывает Юлия о работе в отряде.

Самые ценные воспоминания для каждого поисковика – первые экспедиции и находки. Юля рассказала о второй экспедиции: «Этот момент я берегу в своем сердце до сих пор, в самом отдаленном и защищенном уголке своей души, чтобы не растерять и сохранить навсегда. Осень 2008. Какая была погода, я уже не помню, помню только, что на душе было хорошо и спокойно. Не могла зацепиться за находку очень долго. Первый день, второй, третий… Уже руки опустились и делать ничего не хотелось. Моя коллега Лариса в один из дней экспедиции зацепилась с утра и на обеде сказала: «Хочешь помочь?» А я очень хотела!

Боец лежал в лесопосадках, совсем недалеко от нашего бивака. Мы копали и думали каждая о своем, но одна мысль была общей – о медальоне. Как было бы здорово его найти. Я думала: «Вот бы сейчас из-под ножа выскочил медальон! Я бы закричала: «Вологда, медальооон!» Копаем. Останки бойца уходили под елку. Мы с Ларисой рассуждали, что нужно будет сносить бедное дерево, и вдруг сердце екнуло и замерло. Появилось неописуемое ощущение… Я увидела черную капсулу и тихо прошептала:

 - Лариса, это ОН?

- ААА! Юлька, кричи!

- Вологда! Медальон! – закричала я. Со всего леса послышались восторженные возгласы.

Как описать это чувство на бумаге? Никак. Сердце бешено стучит, не хватает дыхания, и ты понимаешь, что одним неопознанным бойцом из тысяч неопознанных стало меньше. Хочется снова и снова идти искать, поднимать и радоваться. Медальон прочитал командир отряда Иван Александрович Дьяков. Как оказалось, мы с Ларисой подняли Минимуллу Газилова, уроженца Башкирии. Ему был 31 год. Родственники бойца были найдены 30 октября 2009 года».

Юля говорит, что поисковое движение стало частью ее самой, частью ее жизни. И особенно ей повезло, что увлечение стало работой. «Благодаря участию нашего отряда в конкурсах на получение областных и федеральных грантов мы реализуем огромное количество проектов на территории Вологодской области. В 2011 году мы создали музей отряда, в котором размещены экспонаты, найденные в ходе поисковых экспедиций.

«Школьники и студенты приходят в восторг от увиденного. Я рада, что благодаря их знакомству с музеем, соприкосновению с подвигом, они становятся другими. Наша большая поисковая семья часто встречается в музее – это наг маленький штаб, наш маленький мир. И хотя все мы разные по возрасту и по социальному статусу, нас объединяет одно: поиск и долг перед защитниками Отечества. Поисковое движение стало для меня смыслом жизни. Самое главное – оно подарило мне друзей из разных регионов страны. И находясь рядом с ними, общаясь по телефону и электронной почте за тысячи километров, я понимаю, что выбрала правильную дорогу, и в одном направлении со мной идут мои друзья-поисковики, близкие по духу и взглядам», - рассказывает Юлия.

Она имеет многие награды: Правительства Вологодской области (также Тверской и Челябинской), администрации города Вологды, федерального агентства по делам молодежи. Награждена ведомственными знаками Министерства обороны РФ, памятной медалью «Патриот России». Как признается сама Юля, самой важной наградой для нее навсегда останутся установленные имена поднятых солдат и слезы радости на глазах их родных, когда поисковики возвращают имена погибших солдат из небытия.

Елена УГРЮМОВА.

Фото из архива Юлии Щекотовой

и Вологодского поискового отряда

Категория: Наши земляки | Добавил: kokshenga_tarnoga (18.04.2018)
Просмотров: 954 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar