Главная » Статьи » Это наша история |
Наборочники, гайтаны, лентари… Какие необычные, незнакомые слова. Сегодня их уже не услышишь в обычной жизни. Только в словарях можно о них прочитать, да бабушка какая-нибудь случайно обронит. А как красиво они звучат! И так же красиво выглядят украшения, которые хранятся в небольшой скромной шкатулке моей прапрабабушки. Это наши семейные реликвии. Если посмотреть слово «гайтан» в современных словарях, то его объяснение звучит как ожерелье, сплетённое из бисера. Раньше же гайтаном или гойтаном называли плоскую цепочку (медную, серебряную) из спаянных колечек, к которой крепился крест. Именно так объясняет это слово А.А. Угрюмов и добавляет, что «такие цепочки, только без креста, женщины носили и поверх кофты – в качестве украшения». А в учебно-методическом пособии по этнографии «Народная культура Кокшеньги» говорится, что «один или несколько гойтанов входили в набор праздничных украшений вместе с янтарными бусами и брошами из серебряных пуговиц, монеток». «Гойтаны в несколько рядов плотно увешивались на грудь, уходя за сарафан. А на этот серебряный фон укладывались вокруг шеи тяжелые три ряда крупных янтарных бус – «янтари». У нас в Верховье слово произносилось как «лентари». Гойтаны, лентари, любые другие бусы называли «наборочниками». С.М. Мишнёв в книге «Тарногский говор» трактует слово «наборочники» как «женское украшение шириной в палец, жемчужные бусы». Мы узнавали у старожилов Верховья, Заборья, где можно было приобрести такие украшения. Прахова Градислава Николаевна (с. Красное) рассказала нам, что привозили из городов, например, Тотьмы, куда украшения по Сухоне доставляли купцы, продавали их скупщикам, а те перепродавали. Так в Заборье можно было их купить у купцов Шабановых, а в Верховье продавала различные украшения женщина по имени Марья, прабабушка Юшмановой Натальи Ивановны. Сама она, скорее всего, тоже приносила их из Тотьмы. Так жительница деревни Павловская Молчановская Градислава Ивановна рассказывает, что, заработав денег на лесозаготовке, она купила у Марьи «два гойтана, поцепку и лентари», а Шамонина Лидия Фёдоровна (д. Баранская) говорит, что отдала отрез портна за гойтан. Украшения, которые хранятся в нашей семье, изначально принадлежали моей прапрабабушке и передавались по материнской линии. Наши янтари состоят из двух ниток с нанизанными на них камушками неправильной овальной окатки в количестве сорока штук на каждой. Цвет янтарей - тёмно-оранжевый. Размеры бусин от Храним мы и три серебряных гайтана, они, возможно, с позолотой, так как отливают желтым цветом. Два из них - шестикольчатые длиной 92 и Ещё одним украшением женского наряда были пуговицы. Оловянные пуговицы нашивались на кошули - верхнюю женскую одежду, а на кофты - только серебряные. У нас сохранилось семь оловянных пуговиц. Шесть из них имеют одинаковые размеры и напаянный орнамент, а одна расписана голубой и белой эмалью внутри орнамента. Раньше эти пуговицы хранились вместе с обычными в плетеной коробке, поэтому были доступны для игры. Старожилы говорят, что раньше вместо игрушек давали своим детям играть и янтарями, и гайтанами, поэтому у многих они потеряны. «Я бережно храню дорогие сердцу вещи, оставшиеся от моей мамы», – говорит моя бабушка Текуста Федоровна Погожева. Она и рассказала мне историю появления их в семье. Моя прабабушка Погожева Александра Михайловна родилась в д. Нечухина (Агапитовская) Верховского сельского совета 31 марта 1911г., в семье Трухиных Михаила Савельевича и Анны Львовны. Кроме неё было еще два брата Василий и Михаил. Михаил Савельевич был лесничим Тотемского уезда, поэтому часто ему приходилось ходить в контору г.Тотьма. И вот однажды, вернувшись домой, привёз он своей жене гайтаны и янтарные бусы из трех ниток да красиво расписанную фарфоровую чашку. К несчастью, немного Анне Савельевне довелось поносить украшения, она рано умерла, а через два года после неё ушёл и Михаил Савельевич. Вскоре, тоскуя и плача по родителям, умер брат Михаил. Так остались одни в родительском доме одиннадцатилетняя Александра и девятилетний Василий. Теперь они сами зарабатывали себе на жизнь, работали в колхозе, выполняя все работы в полеводстве наравне со взрослыми. Присматривал за ними, живший через дорогу дядя Гриша. В 1938 году Александра Михайловна вышла замуж за Погожева Федора Алексеевича в д. Игнатовскую или Подкуст. Брат Василий уехал к родственникам в г. Ярославль, там был призван армию, а потом и на фронт. Жили прадеды очень бедно, но, несмотря на это, прабабушка сберегла янтари и гайтаны. Надевала их только по праздникам. Со временем мода на них пропала, и стали они храниться в прабабушкиной шкатулке. Передала Александра Михайловна их бабушке Текусте, когда моя мама была ещё маленькая. «Мамина это память. Ты, Текуста, никуда не продавай, береги!», - говорила прабабушка Александра, передавая их дочери. Бабушка надевала их в святки, когда ходили ряжеными. Моя мама рассказывает: «Хранились эти украшения в мешочках, в выдвижном ящике большого круглого стола, стоявшего в горнице. В одном из них были две нитки янтарей, а в другом гайтаны и пуговицы. Чтобы удовлетворить детское любопытство, мы с сестрой иногда их рассматривали. А когда дома никого не было, красовались в «бусах» перед зеркалом. Уж очень тяжелыми они казались тогда. Потом складывали их обратно в мешочки, завязывали и клали на нужное место в ящик под свадебные альбомы наших родителей». Показывая старые фотографии, мама говорит: «Когда я училась в Верховской школе, участвовала в художественной самодеятельности, поэтому приходилось наряжаться и в бабушкин сарафан, а дополнением к нему были янтари, гойтаны и старинные пуговицы. А позже, уже, когда была студенткой, надевала наряды для того, чтобы просто сфотографироваться».
Есть у нас в альбоме фотографии другой моей прабабушки Ефалии Андреевны Погожевой, где она в старинном наряде с украшениями из «лентарей» и «гойтанов».
Мама говорит: «Когда к нам приезжала из Москвы бабушкина племянница со своим сыном, бабушка наряжалась в старинную одежду, надевала украшения из маминых мешочков и позировала для фотографий. Да и перед заезжими собирателями старины, фольклора, она не раз демонстрировала старинные наряды. Нужно сказать, что у Ефалии Андреевны были и свои лентари и гайтаны, но они сгорели при пожаре. Некоторых скупщиков старины очень привлекли украшения, поэтому неоднократно они приезжали к маме и просили продать их, но она всегда берегла их как память о матери». А год назад бабушка Текуста Федоровна передала эти украшения моей маме, теперь они находятся у нас и являются нашей семейной реликвией, настоящими сокровищами, потому что хранят память о наших предках. Алена Андреева. Руководители: Н. М. Андреева, Г.Е. Попова. | |
Просмотров: 1353 | |
Всего комментариев: 0 | |