Редакция газеты
Главная » Статьи » Это наша история

От игры к воспитанию

Игрушки крестьянских детей первой половины XX века – это  уникальное средство народного воспитания. Они содержали большой объем сведений о фактах окружающего мира, развивали воображение, учили детей анализировать, сравнивать, осмысливать явления, развивали творческие возможности. Идеи, заложенные в игрушках, формировали первые моральные представления. Образы игрушек целенаправленно и спонтанно влияли на личность ребенка, вызывали яркие эмоции, что активизировало эстетическое восприятие и развитие ребенка. Как нам стало известно,  самыми распространенными народными игрушками были погремушки, куклы,  мячи, лошадки.

 

Погремушки

Впервые погремушка  появилась в древнем Египте. Слово «погремушка» происходит от  слов «погреметь у ушка». Однако ей в то время придавалось другое значение. Она являлась оберегом и охраняла младенцев от болезней и злых духов. Древние египтяне верили, что оставив ребенка с игрушкой-погремушкой, с ним ничего не случится. Напевая колыбельные песни, матери аккомпанировали себе погремушками. Считалось, что своим шумом они отгоняют злые силы, оберегая малыша днем и ночью. Поэтому существовала традиция укладывать ребенка спать с любимой игрушкой, что сохранилось и до наших дней.

  Изготавливался этот музыкальный инструмент из дерева,  затем обтачивался мастером, который пытался воссоздавать форму бочонка или шара. В саму погремушку, как правило, насыпали дробь или горох. Помимо погремушек были ещё и побрякушки. Делались побрякушки из пузырей домашних животных, иногда вместо  пузыря использовали горло гуся или утки. На территории нашего края такие погремушки тоже существовали.  

 

 Тряпичные куклы

С младенчества окружали ребёнка в старину куклы. Мнение, будто кукла была забавой только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети примерно до 7-8 лет. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а потом девочки  и сами изготавливали кукол для своих младших братишек и сестренок.  Хотя  дети  рано начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами  долго не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передавались от матери к дочке.

Кукол наши предки делали и для игр, и для совершения обрядов (свадебные куклы). Причём обрядовыми можно было играть детям, а игровые  ни в коем случае нельзя было использовать для обрядов. У русской народной куклы нет лица, чтобы в неё не вселилась злая сила. Куклу старались делать без использования ножниц, иголок, любых колющих и режущих инструментов. Лоскутки и нитки  можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать и заматывать.

На Руси существовало большое разнообразие кукол. Каждая имела особое название. Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. Их делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. Младенцев охраняла кукла-пеленашка. Её подкладывали в колыбель к ребёнку, чтобы обмануть злых духов: захотят они навредить ребёнку – найдут тряпичного младенца, а не настоящего. Играли с пеленашками и взрослые девочки. Пеленашка не имела рук, ног, но её можно было нянчить, ей можно было петь колыбельные и рассказывать сказки.

Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и в XX веке.  Народная кукла очень добрая, она помогала вырасти ребёнку душевно здоровым,  оказывала положительное влияние на психику ребёнка: во-первых, она снимала психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей»; во-вторых, воспитывала ласковое и небоязливое отношение к миру;

и, в-третьих, постоянное наличие оберега рядом  успокаивало малыша. Тряпичная игрушка выполняла неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек развивались усидчивость, аккуратность, терпение; дети учились любить свой труд и уважать труд других.

«В деревнях с пяти лет девочки изготовляли кукол сами: на кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, замуж никто не возьмёт».

 

Мячи

Мячами дети  играли ещё в Древней Руси. Об этом свидетельствуют археологические находки. Тряпичные мячи 2-го тысячелетия до н.э. найдены так же в раскопках Египта, Древней Греции и Рима. Мяч был символом солнца, луны и земли, ему приписывали божественное происхождение. Античная богиня красоты Афродита говорит богу любви Эросу: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы не добудешь…»

В России тряпичные мячики звали шитки, исходя из способа их изготовления, - шитья из тряпок. Ручной мяч кликали и «попинухой» - от действия с ним ногами:  пинать). Мяч, набитый песком или опилками, использовали в русской игровой традиции для игры ногами.  

  Мяч – древнеславянское слово. В разных славянских языках оно созвучно: в украинском и белорусском  – мяч,  в болгарском -  мечка значит «хлеб с сыром в форме шара», а сербохорватском -  меча – «что-либо мягкое, мякиш хлеба». Лингвисты полагают, что старейшее значение слова «мяч», по-видимому, «мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать».

 Существовали и так называемые клубковые мячи. Их происхождение связано с тканьём половиков и вязанием лоскутных ковриков. Полоски разноцветных тканей сматывали в тугие клубки, добиваясь круглой формы и прыгучести шарика.

Повсеместно встречались мячики, набитые ветошью, шерстью. «Весной самым лучшим был мяч из шерсти коровы, изготовление которого требовало определенных навыков. Коровы линяли, шерсть скатывали  как можно плотнее, придавая форму шара, потом бросали в кипяток на полчаса.  Еще раз прокатывали в руках до отвердения и высушивали. Получался плотный и упругий шар, не уступающий резиновым мячам, легкий и мягкий.

 

Деревянные лошадки

«Особое место среди детских игрушек занимали лошадки. Вырезанные из дерева кони у славян считались главными животными, их вышивали на рубахах и полотенцах.

В каждом доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. В старину существовал обычай: когда малышу исполнялось три года, с его головы состригали прядь волос, а потом сажали на настоящего коня. Таким был обряд посвящения в мужчины-воины. Со временем живого коня заменил деревянный: конь-каталка на колёсиках, кони-салазки, конёк-скамья или просто палка с верхним концом, оформленным в виде головы коня.  Игрушечный кон в каждой семье был обязателен независимо крестьянская это семья или царская. 

 

«Занятые работой, хозяйством крестьяне  не могли всё время держать своих детей под присмотром. Карестьянские дети практически с трех лет, а то и раньше постоянно находились в компании сверстников – братьев, сестёр, заполняя свой досуг играми и забавами.

Игра – естественная и увлекательная форма жизнедеятельности ребёнка, посредством которой он познавал мир, усваивал предназначенные ему половые и социальные роли. Крестьяне с пониманием относились к детским забавам. Покупные игрушки не были в ходу в крестьянской среде. Взрослые делали их сами и дарили  только самым маленьким детям. «Если ребёнок уже способен что-то смастерить сам, так зачем же потакать его прихотям, дарить готовое», - считали крестьяне. Бытовало в народе и такое мнение, что игрушка нужна, полезна ребёнку, однако много их иметь ни к чему – «у кого много всего, тот балуется, ничего не хочет, хоть в учении, хоть в игре…да хоть где».

 

 Наталия Цуненко, Тарногская школа.

 

 

Категория: Это наша история | Добавил: kokshenga_tarnoga (28.11.2018)
Просмотров: 734 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar