Редакция газеты
Главная » Статьи » Это наша история

Страницы истории поселка Вощар

В своём стихотворении тарногский механизатор Михаил Шавкунов очень точно отобразил обстановку рабочего лесного посёлка. Читаешь эти строки, и слышишь гул лесовозов, видишь, как с работы возвращается отец, весь пропахший сладостью свежеспиленной древесины и бензиновым «ароматом» от своей верной помощницы – пилы «Дружба».…Слёзы наворачиваются на глаза…

Двадцать лет уже нет отца. Затихли в родном посёлке Вощар и пилы, и топоры, и лесовозы, но живут ещё там люди: бывшие лесорубы и их потомки. Живут дружно и справно, как привыкли жить всегда, надеются лишь на своё трудолюбие. В дань памяти всем, кто строил этот посёлок, кто трудился для его процветания, кто остаётся верен ему до сих пор, я посвящаю свою работу.

 Вощар –  посёлок в Тарногском районе Вологодской области, входит в состав Спасского сельского поселения.  В книге Андрея Андреевича Угрюмова «Кокшеньга» читаем: «Вощар – небольшая речка в Верхнем Спасе. Её название очень похоже на словосочетание в коми языке – «вотос шор», в котором первое слово равнозначно русскому «грибы, ягоды», а второе обозначает «ручей». В русском произношении словосочетание «вотос шор» могло быстро превратиться в Восшор, а затем и Вощар».

Прошли годы. На берегу таёжной речушки вырос посёлок лесозаготовителей, а окружающие его леса по-прежнему полны грибов и ягод. На самом деле посёлок образован на месте слияния двух речушек: Иваса и Вощара, и долгое время он так и назывался – Ивасо-Вощарский лесопункт. Но это было позже. А пока, всё по порядку…Датой образования посёлка Вощар принято считать 1928 год. Однако, впервые топор лесоруба застучал на берегу речек Ивас и Вощар зимой 1926 года. Лесопункта тогда ещё не было. Местечко называли «Четырнадцатое» (по номеру квартала). В начале своего рассказа хочется вспомнить Косарева Александра Дмитриевича (1911 – 1993 гг.)

, жителя посёлка, ветерана труда, участника Великой Отечественной войны. Благодаря его дневниковым записям, которые Александр Дмитриевич вёл на протяжении всей жизни, мы сегодня можем проследить историю становления и развития Вощарского лесопункта.

Вот его воспоминания: «Осенью 1926 года приехал лесопромышленник из Вельска. Купил делянку леса в лесничестве. Подобрал бригадира, сдал ему делянку, а бригадир уже отводил деревья на корню, кто сколько может заготовить и вывезти леса, в том числе и отец взял, а я ему помогал разделывать хлысты на брёвна и вывозить на берег реки Вощар. Пила – сортовка, топор и лошадь с обыкновенными дровнями были в нашем распоряжении. Хозяин приезжал посмотреть, как идут дела, привозил муку, сахар, рыбу, махорку, мыло и аванс денег. Окончательный расчёт был, когда полностью заготовленный и вывезенный лес уложен в бунты.

Жили в избушке в делянке на третьем километре по реке Вощар, а где сейчас посёлок, там был лес, пустырь и болото. Что за избушка и какое в ней было житьё? Избушка срублена из круглых брёвен, крыша из тонких брёвен, засыпана землёй, полу не было, нары из колотых кряжей. Вместо печи посреди избушки срублен из брёвен пожог для приготовления пищи. Для обогрева сложена камешница. Дым выходил в отверстие, прорубленное в стене выше голов, чтобы дым не выедал глаза. О керосине и лампах и речи не было, освещали лучиной». Заготовляли лес только зимой. В лесу работали вольнонаёмные работники из крестьян из близлежащих деревень Тюребери и Пёлтас. Работников было не много, не больше 20 человек. Летом 1928 года в Четырнадцатом появились первые постройки: барак (здание лёгкой постройки, предназначенное для временного жилья), магазин и пекарня. Летом 1929 года построили ещё два барака, столовую и красный уголок. Работников в лесу значительно прибавилось. Именно тогда и начал существовать Ивасо-Вощарский лесопункт. Первая его контора была в деревне Григорьевской (в Тюребери). Начальником лесопункта назначен Рыбин (имя, отчество неизвестно). Надпись при въезде в лесопункт гласит: «Посёлок Вощар основан в 1928г.» На самом деле, к великому сожалению, сейчас это выглядит как памятник запустению.

В те годы, на XIV съезде Коммунистической партии были подведены итоги восстановительного периода и намечена программа дальнейшего строительства социализма в нашей стране. Страна переходила к плановому ведению народного хозяйства. Начались годы первой пятилетки. Решающим звеном ленинского плана построения социализма в СССР была, как известно, индустриализация. Курс на индустриализацию успешно проводился и в Северном крае, куда в 1929 году вошла Вологодская область. Север в те годы стал «валютным цехом» страны. Продукция лесной и деревоперерабатывающей промышленности вывозилась на внешний рынок. Лес нужен был и многочисленным стройкам страны. Сельсоветам доводились огромные планы по заготовке и вывозке леса. Из воспоминаний И.Пестерева (в те годы он работал председателем в начале Лохотского, затем Верхнеспасского сельсовета): «В сентябре Верхнеспасскому сельсовету довели план по лесозаготовке 44500 кубометров. Исполком сельсовета разверстал план по деревням. Создали пленум сельсовета и детально обсудили и утвердили разверстку. С помощью актива довели план до каждого жителя. Лесопункт заключил с единоличниками договоры». Но работали в лесу по-прежнему только зимой, у крестьян в иное время года была другая работа (план по сельхозпродукции никто не отменял, лесное хозяйство было вторым фронтом, первый фронт – хозяйство сельское).

В 1931 году, с началом образования колхозов, количество работников в лесу увеличилось в разы. Теперь план по заготовкам древесины доводился и на колхозы. Из записей А.Д. Косарева: «Вот по Верхнеспасскому сельсовету задание по колхозам: «Свободный труд» - 600 куб.м., 7 человек; «Равенство» - 600 куб.м., 6 человек; «Кокшар» - 900 куб.м., 7 человек; «Развитие» - 1500 куб.м., 10 человек; «Новая жизнь» - 400 куб.м., 4 человека; «Большевик» - 600 куб.м., 6 человек». И такие же записи сделаны по Заборскому, Филимоновскому, Новгородовскому, Нижнеспасскому и другим сельсоветам. И, не секрет, что многие шли на работу в лес ради заработка реальных денег, а не палочек за трудодень в колхозе. Кроме заготовки леса, шло большое строительство сооружений для жилья и быта, стоили трассу для дороги – ледянки, по которой зимой нужно было вывозить лес к реке Кокшеньге для весеннего сплава.

Из воспоминаний И.Пестерева: «Надо было построить несколько бараков в основном лесном массиве, да расчистить трассу для ледяной дороги. А проложить трассу лесом без всякой техники, только силой людей, было нелегко. Правда, толстые пни взрывали аммоналом, тонкие корчевали руками. Это был, по сути дела, адский труд. Но до заморозков люди сделали трассу протяжённостью 8 – 10 километров».

Лишь с 1936 года заготовка и вывозка леса начинает производиться круглый год. С этого же года в посёлке появились первые рабочие постоянного кадра (люди, постоянно проживающие и работающие в посёлке). 

Это Скрынник Улита Моисеевна,

Парфеньев Ксанфий Васильевич, Дорошенко Григорий Родионович,

Прокопьев Афанасий Прокопьевич, Басов Иван Павлович (мой прадед). Начальником лесопункта в те годы был Кормановский А.М. Вся вывозка леса производилась на лошадях. Зимой лес вывозили к месту складки по дороге – ледянке с помощью саней – волокуш. А летом - на металлических тележках, установленных на специальную лежневую дорогу. Эти тележки – вагонетки были первыми механизмами в Вощаре.

В 1936 году началось строительство посёлка Чугла в шести километрах от Вощара. Некоторые рабочие перебрались туда. Посёлок Чугла существовал до 1969 года, и закрылся в основном из-за отсутствия воды (реки поблизости нет). После закрытия Чуглы многие сооружения и техника были перевезены в Вощар.

В 1937 году в посёлке проживало 347 человек. С поступлением рабочих в постоянный кадр улучшились и жилищные условия. Люди стали приезжать на работу семьями, кто-то создал семью уже в новом посёлке. Для семейных работников стали строить отдельные бараки, их так и называли «семейники». Один из таких бараков был построен как раз в том месте, где реки Ивас и Вощар сливаются вместе, образуя красивое и удобное место для купания. Барака давно уже нет, но это место остаётся излюбленным местом отдыха и купания вощарян, и называется оно до сих пор – Семейник. А в те далёкие времена в этом бараке проживало 35 семей (88 человек!)

В 1937 году на смену «сортовке» приходит лучковая пила – «лучковка», но эти пилы были малопроизводительными, а стране требовалось леса всё больше. Промышленность начинает выпускать пилы, предназначенные для работы в лесу: первая новинка – электропила «ВК», или как её называли «вакоп», предназначена для работы двух рабочих, весила 23 кг. Она была встречена лесорубами с недоверием, но потом завоевала уважение, хотя была тяжела и неудобна в работе. На смену ей пришли электропилы облегчённого типа «К-5» и «К-6», управляемые одним человеком. От станции через кабельную сеть эти пилы работали на валке и раскряжёвке леса. Они нашли широкое применение в лесной промышленности и верно служили до 60-х годов. В 1956 году электропилу сменила бензопила «Дружба», она не нуждалась во внешнем источнике питания, управлялась одним человеком, вес её был 8 кг.

Первыми в работе её применили Шамонин Философ Дмитриевич и Фомин Александр Ардалионович   

Техника вывозки леса тоже сделала крупные шаги в своём развитии. На смену гужевому транспорту в конце 30-х годов пришли газогенераторные машины – «газгены», которые топились маленькими деревянными чурочками. Во время Великой Отечественной войны машины были взяты на фронт, и работа в лесу некоторое время вновь производилась вручную. После войны лесопункт вновь получил автомашины.

Шло время, механизмы в лесу усовершенствовались, появились трелёвочные тракторы, лесовозы, автокраны, лебёдки. Изменился и весь процесс заготовки леса. Лесопункт ежегодно заготовлял и отправлял водным путём по весеннему половодью в Архангельск до 100 тысяч кубометров древесины.

В 1949 году в Вощаре было проведено электричество. Заведующий ремонтными мастерскими Яковенко Георгий Павлович, слесарь Фёдоров Иван Павлович и тракторист Машьянов Алексей Нестерович в здании мастерской под железной крышей поставили трактор «Сталинец ЭСГ-60», с помощью которого вырабатывали ток, в посёлке впервые загорелась электрическая лампочка.

В 1951 году автопарк лесопункта насчитывал: три машины: ЗиС-5, ЗиС-21, ЗиС-24, 10 тракторов КТ-12 и трактор «Сталинец». До 1951 года рабочие обедали у костра. В этом же году сделали передвижную столовую на санях: каркас, обшитый тёсом, в центре длинный стол, в углу печь и небольшой столик для раздачи пищи. Позже, в 1960 году стали поступать щитовые столовые заводской сборки. В 1951 году в посёлке открыта Ивасо-Вощарская начальная школа. А в 1958 году – Ивасо-Вощарская восьмилетняя школа. Затем она стала Вощарской общеобразовательной школой, и существовала до 2015 года.

Директорами школы в разные годы были Попов Михаил Николаевич, Шульгин Владимир Александрович, Сереброва Галина Александровна, Сопегина Любовь Петровна, Шабанова Галина Ивановна.

Много лет отдали Вощарской школе педагоги Косарев Валентин Васильевич, Полуэктова Полина Ивановна, Кичигина Маргарита Васильевна, Машьянова Апполлинария Яковлевна, Лихоманова Александра Александровна, Михеева Серафима Степановна, Дружинина Александра Николаевна, Куцан Лидия Савватиевна, Кичигина Александра Витальевна, Силинская Наталия Васильевна, Дружинина Марина Николаевна, Полуэктова Елена Васильевна.

 В 60-х годах на помощь лесорубам  поступает мощная техника: тракторы и машины. Работа в лесу значительно стала продуктивнее и легче.

 В лесу на погрузке древесины работают погрузчики. В эти годы, для лучшей проходимости машин, активно строятся дороги, мосты через лесные речушки. В 70-е годы 20 века Вощар – крупный посёлок с населением около 800 человек. В школе учатся 209 учеников. Старые бараки сносятся, строятся благоустроенные дома. Появляются частные постройки. Для того, чтобы привлечь и удержать работников, руководство лесопункта выделяет ссуды для постройки частных домов. Для более быстрого и комфортного ремонта автотехники построен гараж на 12 мест. Через реки Ивас и Вощар возведено три моста. Построен детский сад на 45 мест, начальная школа, медпункт, смешанный магазин, склад ОРСа, овощехранилище на 25 тонн, общежитие, пущены в эксплуатацию электростанция, клуб и столовая. Ведётся большое строительство жилого фонда: сделан капитальный ремонт 30 квартир, строятся 9 двухквартирных домов. С 1 августа 1974 года лесопункт передан в ведение Лойгинского леспромхоза. С этого времени постоянно совершенствуется технология производства лесозаготовок. Вся древесина заготавливается комплексными бригадами, (в те годы в лесу работало до 10 бригад)  каждая из которой имеет свой трелёвочный трактор ТДТ-55 и ТТ-4, на очистке деревьев от сучьев применяются сучкорезные машины ЛП-30. 

Вывозка древесины производится в хлыстах на автомашинах МАЗ-509 с погрузкой леса на подвижной состав самоходными погрузчиками. Лесозаготовители используют бензопилы «Урал», «Дружба», «Тайга». Между комплексными бригадами было организовано соцсоревнование. Его итоги подводились по пятидневкам. Из воспоминаний Шабанова Николая Ивановича, бригадира одной из комплексных бригад, которая неоднократно становилась победителем соцсоревнований: «На щите фанеры были нарисованы черепаха, пешеход, человек на коне, автомашине и самолёте. В зависимости от выполнения плана бригады занимали места: кто – на черепахе, кто – на коне».  Водитель лесовоза МАЗ-509 Кичигин Геннадий Иванович

В 1983 году от Лойги до Вощара была построена ветка УЖД (узкоколейной железной дороги). Заготовленный лес по УЖД перевозился в Лойгу. Появилась возможность пустить в дело лиственную древесину, перейти к сплошным рубкам. Ушёл в прошлое сплав леса. Долгие годы заготовленный лес складировался на берегах речек. Крупная складка была на Маслянке (в 14 км от Вощара) на берегу реки Кокшеньги. 

Весной, как только начиналось половодье, нужно было весь заготовленный за год лес отправить водным путём: брёвна скатывали в воду и гнали вниз по течению, разбирая образовавшиеся заторы. Это было очень трудоёмко и опасно для жизни. Из воспоминаний о сплаве 1932 года И.Пестерева: «Начали сплав леса. Весна 1932 года была ранняя, и в апреле срывка древесины была закончена, весь лес уже был в воде в речке Ивас. А на реке Кокшеньге, ниже устья Иваса была сделана запань. Горизонт воды был высокий, вроде всё шло хорошо. Но оказалось, с природой шутить нельзя. 30 апреля от начальника сплавконторы, которая находилась в Нюксенице, была получена телеграмма. Текст телеграммы я и сейчас помню: «Начальнику Ивасо-Вощарского лесопункта Теплякову, копия председателю Верхнеспасского сельсовета Пестереву. Выпускайте свой лес в Кокшеньгу. Крепите Красулинскую запань, в Акуловицах запань оборвало. Занин». Контора лесопункта была от сельсовета и от почты за шесть километров, в Пёлтасах. Телеграмму принесли мне в сельсовет. Я сразу послал её начальнику лесопункта с нарочным. В период сплава в сельсовете дежурили круглосуточно по 3-5 человек для посылки в любом направлении, и было несколько дежурных лошадей. Сам я сел на лошадь и подался на запань, проверить, крепко ли она стоит. Я ознакомил работников и десятника сплавной конторы Гвоздева Ивана Савватиевича с содержанием телеграммы. Они меня заверили, что запань любой напор выдержит. Приехав в сельсовет, я сразу же разослал нарочных во все колхозы с распоряжением о дополнительном выводе людей для усиления переплава древесины по реке Ивас. 1 мая во главе с активом сам вышел на проплав леса. Актив раскрепили по участкам всей реки до верхнего склада. Проплав шёл без задержки. Задача была такая, чтобы к 3 мая выпустить весь лес из Иваса в Кокшеньгу. 3 мая пришла телеграмма от Занина: «Разрешаю открыть Красулинскую запань». И запань открыли, но лес не пошёл, а сверху по Кокшеньге лес всё поступал, затор увеличивался, вода поднялась выше затора на 2 метра. Лес стало разносить по лугам и озёрам. Вот тогда-то и объявили аврал. Сплавщиков с Иваса переключили на разборку затора. Но не тут-то было. Затор увеличивался. Вода прибывала. Райком партии и райисполком для ликвидации затора объявили трудовую платную повинность для всего трудоспособного населения Верхнеспасского, Нижнеспасского, Шевденицкого, Ромашевского сельсоветов. В ночь с 3 на 4 мая под напором воды сорвало мыс левого берега, и затор двинулся. Но плотность его была настолько велика, что он шёл неуправляемой сплошной массой. Там где была запань в излучине правого берега, осталась коса леса, по подсчётам специалистов, 30-40 тысяч кубометров, да по лугам около 5 тысяч. Из района наехало начальство, прокурор. Думали-гадали, что предпринять. Вся трудоспособная сила была поставлена на расчистку берегов. Вода убыла и брёвна, находившиеся на расстоянии 300-500 метров от воды, перевозили на лошадях».

  Вощар в 70-90 годы представлял собой «СССР в миниатюре»: в посёлке по- прежнему работали вербованные работники, или как их называли – «сезонники» (жители Украины, Белоруссии, Молдавии), много было и постоянных работников, которые уже считались коренным населением. Таким образом, дружно жили и трудились люди с разными фамилиями: спасскими – Шабановы, Кичигины, Машьяновы, совсем не тарногскими – Сопегины, Михеевы, Насоновы, и всесоюзными – Гангалюк, Голуб, Кушнаренко, Голяка, Гушан, Куцан, Михайлюк, Пащенко, Трипадуш, Дитюк, Семеляк, Дорошенко… Если в деревнях бытовал вековой нерушимый уклад, то здесь, в лесном посёлке каждый житель вносил что-то своё. И, не для красивых слов сказано, этот общий «замес» делал жизнь дружной и сплочённой, весёлой и насыщенной, все жители считались одной большой семьёй.

Очень часто в лесопункте проводились субботники и воскресники по уборке территории, заготовке дров для общественных зданий: детского сада, школы, медпункта, пекарни, столовой и других. Никого не принуждали насильно, на такие мероприятия собирались все жители: и взрослые и дети.

С начала 80-х годов 20 века и по сей день в посёлке стало традицией, широко отмечать в последнее воскресенье июля День Военно-Морского флота. Идею предложили молодые ребята, отслужившие в ВМФ, и вернувшиеся домой в Вощар. Праздник подхватили, и он прижился. В этот день обязательно проводятся футбольные матчи, где играют команда «Вощарских моряков», и футболисты из Тарноги, Лойги, Спаса. «Поболеть» на стадионе собирается весь посёлок. Затем все желающие отправляются на «Семейник» - место слияния речек Иваса и Вощара, там реки образуют треугольник и по трём берегам размещаются три кампании: на одном – морячки, на втором – другие взрослые, на третьем – ребятня. Кто купается, кто угощается. Самый интересный момент – песенное состязание: когда взрослые на двух берегах по очереди начинают перепеваться, исполняют песни о море, о флоте. Песни повторяться не должны, побеждает команда, исполнившая больше песен. Но проигравших обычно не бывает, в итоге все сидящие на берегу дружно подхватывают песню и над Вощаром звучит: «И тогда вода нам как земля, и тогда наш экипаж – семья, и тогда любой из нас не против, хоть всю жизнь служить в военном флоте»!

С 2003 года принято отмечать юбилей посёлка. На центральной улице около клуба собираются вощаряне и гости, чествуют старожилов и заслуженных земляков, звучат песни, музыка и смех. И, конечно же, в дань памяти вспоминают всех тех, кого уже рядом нет. В такие моменты особенно горько осознавать, что посёлок переживает не лучшие свои времена. Как не прискорбно, но именно эти праздничные яркие всплески ассоциируются с тем, что свеча всегда ярко вспыхивает перед тем, как угаснуть навсегда.  В период перехода на рыночную экономику в лесной промышленности произошли непоправимые изменения. Не обошли стороной они и Вощар. В 1990 году население лесопункта сократилось до 450 человек, число работающих в лесу до 124 человек.

В 2002 году в посёлке проживало 314 человек, в лесу работало 47 человек, три комплексные бригады. Население обслуживали один частный и один государственный магазины, детский сад, школа, медпункт, пекарня, клуб, отделение почтовой связи. Уже нет столовой, общей бани, прачечной.

С каждым годом сокращается число жителей, молодые люди семьями уезжают из посёлка, увозят детей.

Лесопункт закрылся 1 ноября 2006 года. В 2007 году железнодорожная ветка УЖД была разобрана. 

Пути дальше нет!

В разные годы лесным посёлком руководили, работая в должности начальника лесопункта (к сожалению, не удалось восстановить с точностью годы и имя, отчество некоторых руководителей, так как в дневниковых записях они числятся как товарищ и далее фамилия): Рыбин, Лихоманов Филипп Александрович, тов. Тепляков, Белозёров Алексей Иванович, Кормановский А.М., Лобов Андрей Николаевич, Иванов Михаил Григорьевич, Дружинин Николай Витальевич, Науменко Пётр Дмитриевич,

Другов Иван Степанович, Соколов Владимир Николаевич, Лихоманов Николай Васильевич, Нечаева Валентина Николаевна. Кто-то из этих людей пользовался заслуженным авторитетом и остался в памяти жителей как опытный, умелый и справедливый руководитель. Именно так до сих пор вспоминают о Науменко П.Д.

Из воспоминаний И.Пестерева: «На должность начальника лесопункта прибыл тов. Тепляков, который до этого и лес видел только в парке. Не отличал сосны от ели…

В июле 1932 года на должность начальника Ивасо-Вощарского лесопункта прибыл подготовленный технически  инженер Белозёров Алексей Иванович. Он оказался волевым руководителем и хорошим организатором. Сразу же начал укреплять аппарат кадрами». Когда-то громкий гудок тепловоза звучал на весь посёлок, созывая работников на посадочную. Под весёлый перестук колёс тепловозы везли рабочих в лес. А в летнюю пору, особенно когда поспевала морошка, в вагончиках ехали в лес за ягодами все от мала до велика. В 2015 году в посёлке проживало  140 человек.

Закрылась пекарня, на которой пекли вкуснейший хлеб, вкус которого знаком многим жителям нашего района. А какие здесь пекли пироги! Они неоднократно становились победителями на районной ярмарке.

И как последний нокаутирующий удар для посёлка – закрытие в 2015 году детского сада, школы, библиотеки. А ведь кругом чистейшая и богатейшая природа: круглый год густой смоляной дух сосновых боров и от того воздух хоть «ножом режь, да на хлеб намазывай»! Ешь досыта, да запивай хрустальной родниковой водой. Да, Вощар называют родниковой стороной. По всему посёлку из земли бьют родники, в которых вода холодная в любую жару. Со времени основания посёлка люди использовали эту воду для питья и приготовления пищи (и ни какой накипи в посуде!). До появления водозаборного сооружения и колонок, в Вощаре был свой «водопровод», от родников до жилых домов и пекарни тянулись деревянные желоба, по которым текла вода. Эти желоба всегда поддерживали в идеальном порядке – чистили, ремонтировали.

По факту своего недавнего основания посёлок не может похвалиться  какими-то историческими достопримечательностями, нет здесь ни храмов, ни купеческих домов. Однако, хочется рассказать об одном событии, связанном с Вощаром – обнаружении останков экипажа и самолёта, потерпевшего аварию 21 октября 1949 года. 36 лет пятеро лётчиков производственного объединения «Северо-Западная Аэрогеодезия» (Ленинград) считались без вести пропавшими.

Справедливости ради следует сказать, что погибший самолёт первым обнаружил лесник Верхнекокшеньгского лесничества Михаил Григорьевич Попов в местечке Майга (24 квартал). Он вместе с начальником Вощарского лесопункта Науменко Петром Дмитриевичем октябрьским днём 1985 года отводили делянки для работников посёлка. Дальнейшие поисковые работы и доставку следственной группы к месту катастрофы проводил Лихоманов Николай Васильевич, работавший в то время техноруком Вощарского лесопункта. Этот случай был широко освещён в местной печати. Поэтому не буду переписывать все действия следственной группы.

Считаю главным сохранить память о людях, погибших при исполнении своего служебного долга. Сделать это просто необходимо, так как члены экипажа (четверо из пяти погибших) были активными участниками Великой Отечественной войны, их ратный путь был отмечен высокими правительственными наградами.

Самолёт «Бостон» Ф-297 (эти самолёты были получены во время войны по ленд-лизу от США) принадлежал Северо-Западному аэрогеодезическому предприятию.  Утром 1949 года возвращался после завершения летне-осенних экспедиционных работ из Ухты в Ленинград. Метеоусловия были очень трудными, видимость практически нулевая, проходили через несколько воздушных фронтов. Последний раз, выходя на связь,  командир экипажа Петров, сообщил о своём местонахождении: «В районе Тарноги».

Больше на связь самолёт не выходил. Запрашивали Тарногу, Вологду, Череповец, везде ответ однозначный: самолёт Петрова не приземлялся. Его искали всю осень, зиму и весну. 8 мая 1950 года приказом по Северо-Западному аэрогеодезическому предприятию Главного управления геодезии и картографии весь экипаж «Бостон» с бортовым номером Ф-297 был объявлен погибшим при исполнении служебных обязанностей. После этого поиски самолёта были прекращены, а место гибели экипажа так и осталось неизвестным.

Вопрос риторический: если бы не было маленького лесного посёлка, и ему не требовались всё новые и новые делянки для заготовки древесины, самолёт так и остался бы не обнаруженным? Как знать?

Из заметки А.Шорохова (журналиста из Вологды): «На месте крушения на пеньке срубленной ёлки насчитали сорок годовых колец. Сколько лет прошло! А ведь все эти годы, казалось бы, где-то совсем рядом были люди. В каких-то пятистах метрах колхозники заготовляли сено, ставили стога на лесных полянах».

Так или иначе, но самолёт был обнаружен. И хочется воздать должное людям, погибшим в этой катастрофе.

 Это: командир экипажа Петров Пётр Григорьевич, майор, во время войны командовал эскадрильей, сражался в составе 40 авиаполка ВВС Черноморского флота, защищал Севастополь, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды;

штурман – аэрофотосъёмщик  Белогорский Михаил Всеволодович, выпускник авиационного училища, с первого дня войны защищал небо Ленинграда, затем воевал на первом Украинском фронте, награждён орденом Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»;

борт – радист Беляев Иван Александрович, всю войну летал старшим стрелком – радистом на бомбардировщиках, награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»;

бортмеханик Вигдергауз Михаил Мануилович, лейтенант, в годы войны служил техником – механиком в мотороремонтной базе ВВС, награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией»; моторист Лосев Владимир Фёдорович, самый младший член экипажа, он родился в 1930 году, и воевать ему не привелось, но о войне он знал не понаслышке, жил с матерью на оккупированной немцами территории в   Смоленской области, с января 1949 года пришёл работать на самолёт Петрова. По словам Н. В. Лихоманова, той зимой (1985 года) Вощарским лесопунктом проводилась рубка той делянки, на границе которой лежал самолёт. Рабочие лесопункта вывезли в гараж крыло самолёта и двигатель, которые затем, видимо, были сданы в металлолом. А винт от самолёта вынесли учащиеся СПТУ с благими намерениями установить в Тарноге памятник погибшим лётчикам. Но в дальнейшем следы потеряны. Останки экипажа захоронены на ленинградском кладбище «Жертв 9 января».

В годы войны эти люди бесстрашно защищали от врага небо своей Родины. В послевоенные годы обследовали и изучали огромный северный регион нашей страны. На их счету – сотни вылетов в нелёгких погодных условиях, десятки тысяч обследованных километров тайги. Это позднее по их ориентирам и картам будут прокладывать трассы дорог и газопроводов, строить города и посёлки, создавая индустриальную мощь российского Севера. Хочется верить, что имена этих людей останутся в памяти не только вощарян, а вечно будут жить в истории тарногской земли. За более чем 80 лет существования посёлка, тысячи людей так или иначе связали с ним свою жизнь. Кто-то здесь временно трудился, кто-то родился, затем уехал искать лучшей доли, а кто-то прожил в Вощаре всю жизнь и остаётся жить в памяти благодарных потомков. Об очень многих людях хочется рассказать: о тех старожилах, кто тянул жилы и на работе в лесу, и, корчевал пни для того, чтобы расчистить территорию, где мы сейчас гуляем и отдыхаем, садим цветы, и с ветерком мчимся на личной машине (это Яковенко Александр Павлович, Косарев Арталион Всеволодович, Крупнов Константин Васильевич и многие другие); о молодых девушках и женщинах, оставшихся работать в лесопункте во время войны, и заменивших своими хрупкими руками не только мужчин, но и лошадей и машины (это Третьякова Капитолина Васильевна, Дедюкова Александра Ивановна, Ермолинская Августа Петровна и другие); обо всех, без исключения учителях Вощарской школы, давших своим ученикам крепкие знания и правильные установки для дальнейшей жизни (это Косарев Валентин Васильевич, Сопегина Любовь Петровна, Полуэктова Полина Ивановна и другие); о вощарских медиках Белозёровой Марии Васильевне и Лудковой Светлане Алексеевне, всю свою трудовую деятельность связавших с посёлком, и зачастую, будучи отрезанными от цивилизации бездорожьем и весенним половодьем, не имея возможности получить помощь других врачей, становившихся единственными спасителями; о мужчинах – тружениках, работавших уже в современных условиях в лесу, и перевыполнявших планы не для грамот и наград (это Шабанов Николай Иванович, Дмитриевский Николай Павлович, Блохин Анатолий Анатольевич и многие другие); о детях – потомках лесорубов, разлетевшимся не только по всей нашей стране, но и другим странам мира, и ставшими достойными людьми, работающими и главами сельских поселений, и директорами школ, и стилистами, и артистами; о доблестных воинах нашей Родины, как ветеранах Великой Отечественной войны, так и представителях молодых поколений, прошедших войны в Афганистане и Чечне, не посрамивших свою честь; о многодетных матерях и солдатских вдовах; об искусных пекарях; о талантливых спортсменах…

Жаль, что рамки данной работы не позволят это сделать.

Об этом надо писать отдельную книгу!

И.Н. Бакшеева.

 

 

Категория: Это наша история | Добавил: kokshenga_tarnoga (13.11.2018)
Просмотров: 2635 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar