Редакция газеты
Главная » Статьи » Это наша история

Сердцу дорого и свято

Нашу историю создают не только события,  но и люди, известные и не очень, разных профессий и социального статуса. Историческую ценность представляют не только купеческие и дворянские особняки, но и небольшие деревни, крестьянские избы, быт и обычаи предков.

             Я считаю, что память о наших предках составляет главное богатство души и является показателем нравственной воспитанности личности. Необходимо сохранять в памяти опыт прошлых поколений и заботиться о том, чтобы этот опыт не был забыт.

Сегодня я хочу рассказать историю, связанную с реликвий нашей семьи, которую мы  бережно храним, как память о моей прабабушке Дружининской Елене Васильевне.

 Как-то однажды  я наткнулась на непонятный для меня инструмент, как выяснилось, это были клещи кузнеца. Для чего же они служат? Кто же их сделал? Ответ был таким, каким я его не ожидала услышать. Оказалось, их сделала моя прабабушка Дружининская Елена Васильевна, она была кузнецом. Вы представляете? Женщина-кузнец. Прабабушку я не помню,  её уже давно нет в живых. А  вот узнать о ее жизни, судьбе мне захотелось. Найденная мною находка – единственная память и реликвия для меня, которая может мысленно перенести меня в те далекие годы, поближе к своей прабабушке.

            Я попросила родителей  рассказать о ней. Мы достали старый фотоальбом. Среди черно-белых фотографий лежала газета, в которой была заметка. Она начиналась такими словами: «Слава о женщине кузнеце из колхоза «Озёрки» Елене Васильевне Дружининской давно перешагнула пределы нашего района. О ней прозвучал очерк Георгия Балла по центральному радиовещанию. А спустя месяц, в газете «Сельская жизнь» была опубликована статья «Горячие искры». Автор её - наш земляк, журналист В. Шульгин писал: «Сколько ты переклепала косилочных ножей, сколько выстругала косогонов, сковала лемехов! Да не хватит целой книги, чтобы перечислить всё, что ты сделала в своей кузне для хозяйства».

Прочитав эту заметку, я окончательно решила узнать о судьбе  прабабушки, о том, как она жила и трудилась во время войны и после нее. 

  Моя  прабабушка Дружининская (Лесукова) Елена Васильевна -  мама моего дедушки. Родилась она 10 июня 1926 года в деревне Корчажинской Озерецкого сельсовета, в крестьянской семье Лесуковых Василия Игнатьевича и Евдокии Яковлевны. Безрадостным, нелёгким было её детство. Рано осталась без матери, да и  учиться ей пришлось недолго. Окончила 4 класса за три года. Жили бедно. Прабабушка рано познала домашний труд. Отец занимался кустарщиной. Ходил по деревням, паял, чинил ведёрки, замочки, чашечки, самовары… Прозвище у него было Медведь. Был большой и добрый, хорошо играл на гармошке. Люди в деревнях его любили. Прабабушка вместе с ним тоже стала ходить по деревням, помогала ему во всём, училась разному мастерству, научилась зарабатывать себе на хлеб. В деревнях, как увидят их, кричали: «Ой, Медведь с дочкой идут!»

    Однако, девочка не унывала, росла весёлым, радостным ребёнком. И самое страшное, что выпало на её судьбу, как и судьбу её поколения, - война. Всё трудоспособное мужское население ушло защищать Родину.

Так в 16 лет Лена стала кузнецом. В документальном рассказе «Мастер из Озёрок» из книги Георгия Балла «Трубящий в тишине» (Георгий Балл – российский писатель, неоднократно приезжал в Озёрки к Силинским Михаилу Ивановичу и Тамаре Григорьевне) прабабушка рассказывает: «… в войну пришлось работать. Был Калининский председателем, такой серьезный, не знаю, кто и натолкнул на меня. Пришел ко мне сам: "Помоги, Лена» <…> А работать начала с шестнадцати лет, в сорок третьем году, только что шестнадцать лет минуло. Мне - шестнадцать, и пацану-молотобойцу - двенадцать, вот и кузнецы стали, кузнец с молотобойцем».

В Книге Памяти из её воспоминаний написано: «…Я как-то с детства увлекалась железом, но здесь поняла, как это трудно. Силы такой не было, да и сноровки. Мне помог кузнец из соседнего колхоза. Как сейчас помню его слова: «Не торопись, дочка. Ключ вот так возьми. Железо тоже понимать надо». И я многое поняла. Хотя в голове бродили невесёлые мысли. Отказаться надо от кузницы. Разве таким ручонкам подчинится сталь? <…> Однако не отступила. С каждым днём всё уверенней бралась за молот и клещи и сама удивлялась, каким послушным может быть железо».

«…Работа тяжелая, с железом, с молотом. Кузня старая. Мех руками надо было качать - вот и пыхтишь, качаешь. Опять колотишь железо и опять дуешь, куешь…"

 Прабабушка познала тяжёлый труд неженской работы. Выполняла самые разные заявки: от лемехов к плугу – до колечек, брошек, головок к ручным часам.

Когда закончилась война, вернулись солдаты в деревню. Прабабушка встретила свою судьбу – молодого парня Василия, моего прадеда. Сыграли свадьбу. Вместе работали - прадедушка много лет был молотобойцем у прабабушки, растили детей: двух дочек и сына. Летом во время сенокоса помимо кузнечного дела косила конной косилкой, по шесть гектаров скашивала трав в день.  

В Озерецком сельсовете в 50-60-х годах было несколько колхозов, в каждом - своя кузница. В 1962 году  колхозы объединили в один с названием «Озёрки».  Техники в хозяйстве стало много, поломок тоже, работы прибавилось. Всем надо было сделать быстрее, приходилось успевать. Так и проработала прабабушка кузнецом 34 года – ковала, паяла, клепала, и с деревом могла работать, плотничала, столярничала. Приходилось ей и лошадей подковывать. Сама гвозди наклепает и едет, бывало, в делянку в Вощар лошадям копыта ковать. Сколько всего переделано этими золотыми руками!   В 1973 году прабабушку наградили орденом «Знак Почёта».

За время работы в кузне научилась она и печному делу, стала печи класть. По всему колхозу много сложила печей больших и маленьких. На фермах клала печи из кирпича, закладывала в них котлы; не было в колхозе фермы без её печей. Её руками были сложены печи на почте, в сельсовете, на маслозаводе, в детском саду, в домах   председателя, односельчан, причём, населению клала печи в вечернее время, до двенадцати ночи; да и в районе  - многим, первому секретарю райкома тоже сложила печь. Большинства этих зданий уже нет, но в некоторых домах её печи стоят и по сей день.

Ещё в молодости прабабушка также научилась выделывать кожу, сама шила сумки и сапоги. Как и все женщины в деревне, пряла и ткала. Умела хорошо вязать и шить. Помогала своим детям, внукам. До самой старости вела хозяйство, держала скот, даже пчёл завела.

Когда вышла на пенсию, занялась воспитанием внуков и правнуков. Пенсию ей начислили на общих основаниях, но из послесловия к рассказу Г.Балла мы  узнали, что «благодаря вмешательству космонавта Валентины Терешковой, которая прочитала эту документальную повесть, местные власти нашли способ заплатить мастеру из Озерок пенсию - не на общих основаниях, а как женщине-кузнецу».

 Про Елену Васильевну Дружининскую писали: «…среди тишины и простора неоглядного живет не былинный богатырь, а умная, добрая женщина, выдающийся мастер-умелец».  Я горжусь  своей прабабушкой! Думаю, что таких женщин, как она, было в нашем селе, районе, да и по всей России немало.  Это на их силе духа, выдержке и доброте держалась и держится земля русская.

Диана Дружининская, 6 класс, Озерецкая школа.

Руководитель Елена Владимировна Порошина.

Категория: Это наша история | Добавил: kokshenga_tarnoga (23.11.2018)
Просмотров: 780 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar