Редакция газеты
Главная » Статьи » Это наша история

Семейная реликвия жернова

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой

 

 Во многих семьях есть старинные вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы  их храним? Я думаю,  потому что они интересны нам не только с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но и дороги, как память о наших предках.

 Посещая школьный музей и музеи с. Тарногский Городок, а также изучая наш родной край на уроках истории, истоков, внеклассных мероприятиях, меня всегда привлекали различные исторические предметы. Однажды я поинтересовался у бабушки: «А в нашей семье есть ли какие-то семейные реликвии» Как оказалось, есть. Это жернова. Им больше 100 лет. Сохранились они от моих прабабушки и прадедушки, которые проживали в деревне Шевелёвской Илезского сельсовета Тарногского района. Вся жизнь моих предков была связана с этой деревней, когда-то большой и многолюдной.

     Со слов прабабушки Шубиной Галины Петровны (1931 г. р.), я узнал, что мой прапрадед Шубин Петр Егорович родился в 1888 году, был участником Гражданской войны, работал бригадиром колхоза «Красная передовица», имел поощрения за свой труд, умер в 1953 году.  Моя прапрабабушка, Шубина Анна Павловна, родилась 10 июня 1898 года и прожила 97 лет. Её жизнь тоже была трудной. Как и у многих её сверстников: голодное детство, военные годы, тяжелая работа в лесу, на сенокосе и в поле, откорм колхозного скота, который держали на своих дворах. В семье прабабушки и прадедушки было восемь детей, и жернова очень выручали. С помощью их можно было быстро перемолоть зерно для себя и на корм скоту. Многим семьям жернова  даже помогли  выжить в  тяжелое время.

 

 

Наши жернова изготовлены из дерева, но со вставками из чугуна. Бабушка говорит, что мог использоваться и другой металл или иной более твердый материал для облегчения процесса перемола, а в деревне Кузнецовской в Шебеньге для перетирания зерна были использованы два плоских камня.

       Жернова состоят из двух частей. Нижний жёрнов устанавливался неподвижно на ножках, а верхний, его называют бегун, — подвижный, он и производил непосредственное перемалывание. Подвижный жёрнов приводился в движение мускульной силой человека, крутящего ручку жерновов.  Я тоже попробовал покрутить за ручку. Это оказалось совсем не просто. Во-первых, тяжело, а во-вторых, нужно за нее правильно взяться - держаться ближе к  самому жёрнову.

 

 

 

Как мне рассказали, зерно насыпали через верхнее отверстие, и попадало оно между трущимися поверхностями жерновов. На них была сделана насечка, то есть чугунные пластинки пробиты рядами и между ними углубленные бороздки, называемые мелющими поверхностями. Если посмотреть сверху, то можно видеть определенный рельефный рисунок, похожий на оперение или гармошку. Зерно разрывалось и разрезалось острыми режущими краями бороздок насечки, как «ножницами» на более или менее крупные частицы, которые размалывались окончательно при выходе из бороздок. Те служили как бы путями, по которым  зерно продвигалось от середины к краям и уже размолотое ссыпалось через специальный «носик - лоток» в деревянное ведро или небольшую кадку. Благодаря регулировке зазора между кругами, можно было добиться разной тонкости помола.  Чтобы меньше было потерь муки, жернова устанавливали на специальную ткань, сделанную вручную, которую называли «подстилахой». После размола муку с ткани ссыпали в ведро.

Процесс изготовления муки был долгим и трудоемким. С античных времен существует пословица «Жернова Господни мелют медленно, но неумолимо». При постоянном использовании жернова требовали своевременного подтачивания, то есть подравнивания краёв всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки, а это мог сделать не каждый, а только настоящий мастер. Со временем жернова требовали ремонта, например, наши скреплены металлическим обручем и в середине круга деревянным бруском. Таким образом, заботились о них.

 Наряду с ручными жерновами были распространены славянские мельницы, где жернова вращали с помощью домашних животных. А потом человек научился использовать энергию воды и ветра. Появились водяные и ветряные мельницы. В Кокшеньге их  было около сотни. Прабабушка Галина Петровна рассказывала, что живя в Шевелевках в послевоенные годы, они уже возили молоть зерно на мельницу, которая работала от привода трактора, а позднее была построена электрическая  в центре деревни. Жернова использовали для перемола зерна в небольших количествах, а в 70-е, 80-е годы -  для перемола круп, гороха, солода и для других бытовых нужд.

 

 В ходе своего исследования я понял,  что старинные вещи, принадлежащие роду  -  это великая ценность. Они являются уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события эпохи. Их необходимо не только сохранить, но и передать  последующим поколениям, чтобы сберечь в них память о предках.

 

Вертится, крутится древо о древо, ручные поют жернова,
Два друга, два круга, мука их подруга, и песня их очень стара!

Вы жернова были раньше в работе, сегодня на отдых попали в музей,
Старых традиций и способа жизни, давай-ка крути веселей!

                                                                                 В.О. Чачанидзе

 

Владимир Шубин, Шебеньгская школа.

Руководитель Г.Р. Мальцева, учитель истоков.

 

Категория: Это наша история | Добавил: kokshenga_tarnoga (10.12.2018)
Просмотров: 1451 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar