Редакция газеты
Главная » Статьи » Это наша история

По Ленинскому пути

В 1992 году в Тарногский музей традиционной народной культуры в числе имущества краеведа Алексея Алексеевича Едемского попали мемуары уроженца Спасской волости Дмитрия Михайловича Силинского.

Мемуары написаны в 1965 – 1966 годах. Это типичные записки партийного работника. При жизни попытки Дмитрия Михайловича опубликовать мемуары закончились неудачей. В конце концов, он отправил свою работу в Тарногу в надежде, что материал будет использован при написании истории района. Едемский хранил тетрадь Силинского до самой смерти. Записки партийного работника - толстая тетрадь с систематизированными записями чудом избежала гибели. Название мемуаров, данное автором, - «По Ленинскому пути».

Первая тетрадь мемуаров посвящена жизни Спасского Погоста перед революцией. Вторая озаглавлена «1917» и посвящена событиям революции в Спасской волости. Эти воспоминания пересекаются с фотографиями местного фельдшера Ивана Гавриловича Аншукова, что дало возможность А.В. Быкову объединить их в 2002 году в книге «У Спаса на Погосте». Следующие части мемуаров (всего их 9) рассказывают об изменениях, происходящих после Октябрьской революции. В 2018 году исполняется 100 лет комсомолу, поэтому мы сочли интересным обратиться к рукописи Силинского, познакомить вас с той её частью, где идёт речь об истории создания комсомольской организации села Спас, которая стала первой в нашем районе. Эта тема раскрывается в восьмой части рукописи.

Слово автору: «10 мая 1919 года в школе была организована ячейка Российского Коммунистического Союза Молодежи. Первыми членами ее стали учащиеся 3-4 классов школы 2 ступени: Рудаков Евлампий, Певгов Евгений, Забродин Владимир, Кокорин Василий и Шульгин Алексей. Председателем был избран Рудаков Евлаша, секретарем ячейки - Кокорин Вася.»

Автор даёт характеристики комсомольцам ячейки, например «…Шульгин Алексей был сыном дьякона местной церкви. Его смелый поступок – вступление в комсомол, произвёл в семье о. дьякона большой переполох. Родители старались заставить своевольного сына бросить комсомол, но наш Лёша пошёл по избранному пути…»

Комсомольская ячейка сумела до летних каникул провести в школе немало мероприятий: стал издаваться ученический общешкольный рукописный журнал «Луч», в одном из классов была сделана сцена, где проходили постановки спектаклей и концерты. Как это происходило: «… На крепких бревенчатых козлах был настлан плотниками дощатый пол. А комсомольцы организовали ребят на изготовление в мастерских школы лёгких рамочных щитов для декорации сцены и сбор по домам школьников мешковины, которой обтянули щиты. На собранные по подписному листу деньги был куплен холст для занавеса, обои для оклейки щитов сцены и кое-что для грима». Но с роспуском учащихся школы на летние каникулы прекратилась деятельность ячейки, потому что все члены комсомола были жителями разных волостей

Автор мемуаров искренне сетует: «Желающих вступить в РКСМ было много, но они боялись это сделать из-за строгого запрета родителей, людей религиозных» и приводит примеры: «Тая Кокорина и Соня Булатова активно участвовали во всех массовых школьных мероприятиях, посещали все комсомольские собрания, но когда об их «безбожном намерении» стать комсомольцами узнали родители, то отец Тои сказал: «Если хочешь вступить в комсомол, то придётся тогда тебе уйти из дому», а на Соню отец накричал: «А на что тебе, дура, комсомол? Выучиться, чтобы потом зарабатывать на себя, можно и без комсомола». Комсомолка Катя Каликина вынуждена была «выписаться» из комсомола под давлением матери – очень религиозной староверки. Она подала заявление в ячейку РКСМ с интересной формулировкой: «Прошу считать меня временно выбывшей из комсомола»

В сложный для Советской республики 1919 год учащиеся Спасской школы 2 ступени пишут «вышестоящим военным властям заявление, в котором со всей искренностью просят «издать приказ о мобилизации их в ряды Красной Армии с отправкой на фронт бить белогвардейских генералов и всяких золотопогонников, так как добровольцами идти им не позволяют, а ослушаться они не хотят». Получили ли молодые спасовляне ответ, осталось неизвестно, но автор мемуаров приводит один пример ослушания родителей «…ведь Андрюша Попов пошёл добровольцем на фронт против воли отца, огорчённого таким поступком сына».

Вообще, 1919 год, пишет автор, был, пожалуй, самым тяжёлым в жизни населения села Спас и всей волости. Деньги обесценивались, начался товарный голод. Ячейки РКСМ в начале 1919 - 1920 учебного года в школе не существовало, по каким причинам, автор затрудняется сказать, но для нового организационного оформления ячейки РКСМ потребовался приезд в ноябре 1919 года представителей Укома РКСМ Вани Цикина и Политова. В декабре 1919 года комсомольцы продолжили свою работу, и ячейка состояла уже из 10 человек. Комсомольцы выступали «застрельщиками всего нового». На заседании школьного совета кроме учителей стали присутствовать представитель ячейки РКСМ (Рудаков Евлаша) и представитель учащихся школы (Булатова Соня). Они вместе обсуждали и решали школьные дела. Учителя были лишены права наказывать учеников по собственному почину, школьники вместе с учителями устраивали школьные вечера с постановкой спектаклей.

Автор рукописи, который работал тогда в военкомате, решил осуществить свою мечту и вступить в ряды ВЛКСМ, что и произошло в первых числах декабря 1919 года. Дмитрий пишет: «После того, как исполнилась моя мечта, я почувствовал, что как будто стал иным и теперь начал жить особой жизнью» Он был избран секретарем в президиум ячейки и благодаря этому в его записях сохранилась форма протокола комсомольского собрания того времени.

В воспоминаниях Силинского подробно рассказано о проезде через Спас тяжёлой артиллерийской батареи одной из воинских частей Красной Армии в последние дни ноября 1919 года. Всё взрослое мужское население по приказу обязали произвести ремонт мостов по дороге к Минской волости и постройку трёх плотов. Все спасские комсомольцы, способные держать в руках топоры и скобели, с вечера до утра работали на постройке плотов.

В январе 1920 года ячейка насчитывала 13 членов комсомола. В ее составе были: Рудаков Е. (председатель), Кокорин В. (секретарь), Попов Е., Шульгин А., Шульгин Ф., Чертов Т., Фалелеева А., Третьякова М., Кошутин И., Дьяков Г., Силинский Д., Пугинский А., Худяков И. По социальному происхождению: 11 – крестьяне, 2 – из духовенства. Учащиеся школы II ступени – 9 чел, крестьянин от сохи – 1 чел, служащих – 3 человека

Силинский вспоминает, что дисциплина в комсомольской ячейке всегда была крепкая, все собрания проходили в точно назначенное время, заканчивались партийным  гимном «Интернационал», который исполняли стоя «вдохновенно и торжественно»

В декабре 1920 года комсомольцами в школе впервые после Октябрьской революции была организована Новогодняя елка (вместо прежней – рождественской и проводилась она в конце декабря). Силинский пишет: «… замечательно было то, что комсомольцы пригласили на ёлку деревенскую молодёжь, вопреки тому, что был ещё «рождественский пост» и им нельзя было ходить на игры и танцы. …Ёлка получилась на славу: украшена была по-новому, с большим количество красных флажков, пятиконечных звёздочек и фонариков. Вершина ёлки была увенчана большой пятиконечной звездой с серпом и молотом. Автор описывает случай, который он называет «курьёзным», случившийся при покупке свечей для ёлки. «Нигде не было в продаже свечей, кроме восковых церковных. В церковь нас Рудаков послал с Досей Шульгиным вдвоём. Досю, как сына дьякона, хорошо знал церковный староста. Я говорю старосте: «Михайло Александрович, отпустите нам, пожалуйста, 50 свечей! Носырев пристально посмотрел на меня и спросил: «А зачем вам столько свечей?» «Все ученики старших классов хотят идти говеть» - отвечаем мы с Досей. А сами боимся, как бы он не догадался. Но, к нашему удивлению, Носырев  с хитрой улыбочкой быстро выпалил: «это же замечательно! Молодцы ребята! Вот отец Николай будет рад! И тут же отсчитал нам 50 штук. …после ёлки мы долго смеялись с ребятами, что нам удалось так ловко одурачить слугу боженьки»

Новогодний школьный вечер был начат по-новому – исполнением интернационала. Во время вечера стали появляться группы ряженых – замечательный новогодний сюрприз для молодёжи. «Маски и костюмы ряженых высмеивали толстосумов-купцов, и весь прогнивший старый режим в лице жандармов, городовых и урядников»

Комсомольская ячейка ставила перед собой две задачи: первая - знакомить молодёжь с культурным наследием, прививать культурные навыки; вторая – высвобождать деревенскую молодёжь из-под власти религии, бороться с предрассудками и суевериями среди населения деревни. Чтобы отвлечь молодёжь от посещения церковных служб, в праздничные дни накануне Рождества поставили комедию Н.В.Гоголя «Ревизор», накануне Крещения «Русалку» А.С.Пушкина.

«В нашем селе не было Народного Дома, поэтому перед комсомольцами стояла задача проводить работу среди молодёжи на вечеринках: затевать беседы о новостях из газет, рассказывать о комсомольских делах. Комсомольцы затевали новые игры и разучивали частушки и хоровые песни, такие как «Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля», «Славное море, священный Байкал» и др. Зимой было организовано проведение катаний на санках, корежках, коньках»

В феврале 1920 года  делегатом на I Губернский съезд комсомола от Спасской ячейки избрали Рудакова Евлампия.

1 мая 1920 года проводился Всероссийский коммунистический субботник. После краткого митинга у Волисполкома участники субботника разошлись по своим местам: служащие – ремонтировать забор у волисполкома и заканчивать разделку и укладку дров, школьники - во главе с комсомольцами поправили братскую могилу на Городище и ограду вокруг неё, прокопали канавки для стока вешних вод у школы. Далее автор описывает «смелое и дерзкое озорство», которое совершили комсомольцы – провели «Комсомольскую Пасху». Объявление о ней было повешено вблизи церковной ограды, празднование началась в 10 часов вечера, т.е. на два часа раньше церковной Пасхи. В её программу входили выступления школьного хора с революционными и народными песнями, декламация стихов Д.Бедного, затем – как обычно – танцы, хороводы, игры.

Слово Силинскому: «Успех был неожиданно хорошим: никто из учащихся школы в этом году не говел в церкви; деревенская молодёжь не ходила на исповедь к попам; «Комсомольская пасха» прошла в переполненном деревенской и учащейся молодёжью зале; танцы и игры продолжались до рассвета и дольше, чем пасхальная служба в церкви. Закончилась наша «Комсомольская пасха» курьёзным случаем: по дороге из школы домой нас троих на Погосте встретили идущие с пасхальной службы церковный староста  Носырев и его помощник Ульяновский. Поравнявшись с нами, они остановились и произнесли «Христос воскрес!», намереваясь троекратно поцеловать нас, но мы, как будто сговорившись, в один голос ответили «Мы – комсомольцы и в Бога не верим». Смущённые нашим ответом, они надели на головы шапки и сказали: «Извините».

В 1921 году ячейка насчитывала в своем составе уже 15 человек. На одном из комсомольских собраний был избран комитет комсомола, для заседаний ему выделили маленькую комнату - восемь квадратных метров. «Внесли в эту комнату один простой стол, две скамейки и одну небольшую тумбочку, на стене прикрепили (пока без рамки) портрет В.И.Ленина. На картонке печатными буквами нарисовали «Комитет спасской ячейки РКСМ» и вывеску прикрепили кнопками на дверь… Всё получилось строго и солидно, как полагается для взрослых комсомольцев»

Комсомольцы организовали три кружка: политграмоты, кружок ораторского искусства и драматический кружок. Зимой 1920 – 1921 года драмкружок  поставил несколько спектаклей: Островского - «Бедность не порок», «Гроза», «Без вины виноватые», Гоголя – «Женитьба» и «Ревизор»

Раз в месяц выходила рукописная стенная газета «Комсомолец». Один экземпляр, оформленный наиболее качественно и художественно, вывешивался в рамке в стенах школы, а второй – в здании волисполкома.

Одним из важных направлений работы для комсомольцев Спаса в 1921 году стал сбор пожертвований в пользу голодающих Поволжья.

Выполняя распоряжение Волкомгола (волостного комитета помощи голодающим Поволжья), осенью 1921 года ячейка РКСМ направила отряд сборщиков пожертвований для голодающих Поволжья. Отряды состояли из комсомольцев, учащихся и служащей молодёжи села. Они имели удостоверения Волкомгола, в каждой деревне собирали жителей, рассказывали о голоде в Поволжье, потом шли по избам с мешками и собирали пожертвования зерном и деньгами. «Я до сих пор помню – вспоминает в своих письмах друзьям Кокорина Тая – как мы с Клавой Ерофеевой ездили на Щупова собирать зерно, хлеб и деньги для голодающих Поволжья. Зимой за 12-15 вёрст добирались мы пешком и на попутных подводах. Там собирали мужиков, рассказывали, что и для кого мы будем собирать и шли по избам. А ведь были мы совсем девчонками»

Далее в мемуарах подробно описывается участие автора в III губернском съезде комсомола, делегатом которого он был избран.

К началу 1922 года усилилось влияние комсомола на  деревенскую молодёжь. На вечеринках стало веселей, комсомольцы выступали на них заводилами, затейниками новых игр, песен, старые частушки перемешивались с новыми:

«Золотая да витая тонкая иголочка. Записалась в комсомол я из-за милёночка», «Ягодинка древца  колет, я в поленницу кладу. Ягодинка – в коммунисты, в комсомол и я вступлю», «Не шуми в лесочке ветер, пей, звени соловушка! Мой милёнок – комсомолец – Умная головушка!»

Автор пишет, что комсомольцы становились более требовательными к себе. На собраниях вопросы о поведении комсомольцев не сходили с повестки дня, и рассказывает такой случай: «Комсомолец Жора Дьяков в день «святой Пасхи» зашёл в гости к своему приятелю и выпил вместо пива хмельной бражки. Результат получился плачевным: по дороге домой у Жоры закружилась голова и он, на виду у молодёжи, упал на дороге в лужу. Дьякову комсомольцы задали крепкую «головомойку».

Комсомольцы боролись со всем старорежимным, старомодным в быту и смело критиковали, если кто-либо из них пренебрегал при обращении словом «товарищ», а говорил «сударь, сударыня, барышня». «Ох, и доставалось же от нашей комсомолии поповнам и другим «интеллигенствующим» девицам и «кисейным барышням», если они появлялись в обществе молодёжи в старомодных платьях или шляпках, с накрашенными губами или щёчками, бровями и ресничками – в таком виде, который не гармонировал всему новорожденному, простому, советскому».

Комсомольцы вели борьбу с венчанием молодых в церкви «осторожно, путём увещевания и разъяснения в беседах абсурдности и даже вреда венчания в церкви и примерами женитьбы без венчания». Таким примером автор называет женитьбу зав. почтового отделения коммуниста Пугинского – Минского на дочери мед.фельдшера Оле Аншуковой.

С обычаем закрывания платком и самобичеванием невесты во время свадьбы комсомольцы боролись открыто и настойчиво. Обычай «хрястанья» (когда невеста падает на пол сильно ударяясь руками) автор назвал «изуверским», объясняя так: «если девушка не особенно крепка телосложением, то за время свадьбы, которая тянулась обычно целую неделю, она так «нахрястается», что после свадьбы у неё долго болят опухшие кисти рук».

 Борьба была успешной, пишет автор. Свадьбы в селе в 1922 году и в последующие годы проводились без закрывания невесты платком. Браки без любви, принудительные исчезли тоже, юноши и девушки стали гулять парочками, не считая это, как прежде зазорным.

К весне 1923 года спасская ячейка РКСМ значительно выросла. В ее составе кроме учащихся школы было восемь человек, работающих в советских учреждениях и в сельском хозяйстве. Наступила возможность разделения ячейки на две: школьную и территориальную. Секретарем школьной ячейки был избран Митя Третьяков, волостная ячейка назначила секретарем Шульгина Алексея, который работал делопроизводителем в земельном отделе волостного правления.

 В 1924 году были открыты избы-читальни. Жизнь деревенской молодёжи начала наполняться новым содержанием: молодёжь потянулась к газете, журналам, книгам. «Девушки – пишет автор – например, в воскресные дни летом стали меньше впустую бродить по лугам, а шли с рукоделием в избу-читальню, знакомясь в ней с новым уроком по рукоделию или слушая интересную беседу».

Комсомольцы с честью выполнили возложенную на них партией в 1924 году задачу – ликвидацию неграмотности среди крестьянского населения волости. Сначала были выявлены безграмотные и малограмотные крестьяне, для чего понадобилось обойти все избы в 65 деревнях, растянувшихся на 35 вёрст вдоль реки Кокшеньги. Затем комсомольцы после двухнедельных курсов взялись за обучение. Работа по ликбезу первой очереди началась 1 сентября 1924 года.

К этому времени в волости действовало уже пять постоянных изб читален, при них работали пункты ликбеза. Отлично потрудились по ликвидации неграмотности комсомольцы Чугреева Густя (в группе Пелтасы), Попова Великонида (в Мадовицах), Тимофеевский Саша (в Тюребери).

Спасских комсомольцев 20-х разбросало по необъятным просторам Советского Союза.

В мемуарах автор даёт краткий список комсомольцев Спасской ячейки Спасской волости Тотемского уезда, принимавших активное участие в комсомольской работе в селе Спас – на Кокшеньге и городе Тотьме.

Попов Андрей Федорович - работник комсомола в Тотьме, боец и политработник Красной Армии.

Попова Юлия Яковлевна - работник комсомола в Тотьме. Последняя работа - старший научный работник института Марксизма – Ленинизма при ЦК КПСС.

 Рудаков Евлапий Викентьевич – первый председатель Спасской ячейки КМС. После службы в армии – работник народного просвещения. Директор средней школы.

Худяков Иван Федорович - политработник в Красной Армии.

Пугинский Афанасий Ильич - чекист.

Чертов Тимофей Максимович - заведующий Спасской избой-читальней в 1925 году. После учебы в ВПШ партработник областного масштаба. Работник аппарата ЦК КПСС.

Шульгин Алексей Степанович - работник милиции и прокуратуры. Во время Великой Отечественной войны  прокурор фронта. Полковник юстиции.

Силинский Дмитрий Михайлович - советский работник. Прокурор отдела Крайпрокуратуры (автор рукописи).

Каликина Екатерина Антоновна – учительница, политработник Управления речного флота в Архангельске.

Кокорин Василий Николаевич - работник металлургической промышленности Урала.

Бугаева Августа Афанасьевна - партработник райкома.

Тимофеевский Александр Антонович - боец и политработник ВМ флота. Работник Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук. Профессор.

В заключительной, девятой части «Колхозное село Спас-на-Кокшеньге и его комсомольцы в 1966 году» Дмитрий Михайлович рассказал о том, как изменился облик села, жителей, комсомольская организация. Заканчивая повествование, он пишет: «Нет и не может быть сомнения в том, что комсомольские организации колхозного села Спас-на-Кокшеньге, руководимые первичными организациями КПСС села и будучи верными революционным традициям первых спасских комсомольцев 20-х годов, успешно справятся с выполнением задач, поставленных перед нами XXIII съездом КПСС и XV съездом ВЛКСМ и уверенно поведут за собой всю сельскую и колхозную молодежь села к вершинам заветной цели – к коммунизму».

 

Подготовила О.И. Захарова, методист по научно-просветительской работе Тарногского музея традиционной народной культуры.

Категория: Это наша история | Добавил: kokshenga_tarnoga (14.01.2019)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar